Через несколько дней после взрыва российского пассажирского самолета над египетским Синайским полуостровом и еще до того, как началось официальное расследование, президент России Владимир Путин ввел полный запрет на авиационное сообщение с Египтом. Менее, чем через месяц после этого турецкие ВВС сбили российский военный самолет, и Кремль ввел еще один бессрочный запрет на полеты, после чего были отменены все чартерные рейсы в Турцию.
Российские официальные лица утверждали, что эти меры представляют собой необходимость в рамках борьбы с терроризмом. Помимо этого, они были представлены, как геополитическая демонстрация силы и контроля. Но вкупе с другими ограничениями на поездки за границу на фоне одновременного громкого продвижения Кремлем внутреннего туризма эти меры рассказывают другую историю.
Эти меры, похоже, преследуют две цели. Во-первых, они призваны ограничить контакты российских туристов с другими государствами в то время, как Кремль изо всех сил старается поддерживать фасад жизнестойкости и умения преодолевать невзгоды, возведенный в последнее десятилетие. Во-вторых, меры должны направить хотя бы часть из 54 млрд долларов, которые россияне тратят на туризм, на внутренний рынок и помощь поддержать на плаву экономику, столкнувшуюся с трудностями.
Тенденция относительно новая. После падения СССР были отменены жесткие советские правила выезда в другие страны. Конституция 1993 года гарантировала российским гражданам право свободно уезжать и свободно возвращаться. С открытием шлюзов миллионы россиян отправились знакомиться с миром. В 1990-х годах сотни тысяч человек уехали из России на постоянное место жительства в другие страны, и миллионы россиян стали привычной частью мировой туристической среды. 70 лет изоляции закончились, и казалось, что Россия интегрируется в новый глобальный мир. В то время многие не без оснований считали, что этот процесс необратим.
Свобода путешествий сохранилась в течение первых двух президентских сроков Владимира Путина, а также в непростое время финансово-экономического кризиса 2008 года и последовавший период. Но в последние пять лет началось постепенное закручивание гаек, и Кремль начал принимать постепенно расширяющиеся меры по ограничению возможностей граждан свободно покидать страну путем сокращения числа государств, в которые они могут отправиться.
Перемены начались в конце 2010 года, когда в США и Великобритании была раскрыта законсервированная сеть российских шпионов благодаря информации от офицера российской разведки, бежавшего в США. Чтобы предотвратить повторение подобных случаев, Федеральная служба безопасности России запретила своим сотрудникам выезд за границу, за исключением крайних случаев.
Несколько месяцев спустя Федеральная служба судебных приставов распространила запрет на выезд за границу на еще одну категорию граждан — на должников. Запрет касается тех, кто не заплатил налоги, не выплачивает ссуды и ипотечные кредиты, не платит алименты и штрафы. Появились слухи, что скоро в эту категорию будут добавлены те, кто уклоняется от призыва на военную службу, и даже люди, получившие штраф за парковку автомобиля в неположенном месте. На пограничном контроле в аэропортах и поездах постоянно не пропускают тысячи россиян, попавших в список.
Следующий поворот случился после начала войны на Украине и аннексии Крымского полуострова. В августе 2014 года, в ответ на экономические и политические санкции, введенные США и Европейским союзом, министерство иностранных дел России опубликовало необычную рекомендацию гражданам воздерживаться от посещения США и еще 112 стран, у которых есть договор о выдаче с США.
Вскоре после этого был ограничен выезд из страны для сотрудников министерства внутренних дел, министерства обороны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной прокуратуры, полицейских и многих других госслужащих. Всего запрет коснулся четырех миллионов человек.
Запрет противоречит российской конституции, гарантирующей гражданам право на свободный выезд из страны. Под его действие подпадают примерно 5% от взрослого населения страны — для новейшей истории РФ случай беспрецедентный.
Тех, кто больше не мог проводить отпуск за границей, стали убеждать поддержать неразвитую туристическую индустрию в недавно приобретенном Крыму и отдыхать именно там. В июне 2014 года сообщалось, что федеральное туристическое агентство
«Ростуризм» разослал разным компаниям телеграммы с «предложением» приобрести путевки в Крым для своих сотрудников. Приобретать путевки следовало за счет фирм. По слухам, эти телеграммы получили не только государственные предприятия, но и крупнейшие частные компании.
Эти действия привели к массовой отмене туристических пакетов на отдых за границей. В результате исходящий туристический поток резко сократился — примерно на 22% в год, и это непосредственно повлияло на банкротство крупных туристических агентств в 2014 году. Вопреки столь драматическим действиям, сезон 2014 года в Крыму был признан самым плохим с туристической точки зрения. На полуостров приехало от 30% до 50% от обычного числа туристов.
Эти грандиозные перемены туристического ландшафта были усилены запретом на полеты в Египет и в Турцию. Доступные туристические предложения «все включено» из этих стран давно сделали турецкие и египетские курорты традиционным местом отдыха представителей российского среднего класса. Полный запрет на полеты в эти страны, даже оправданный угрозой терроризма, был воспринят в России с недоумением и опасением.
Примерно через неделю или около того после введения запрета полетов в Египет вице-премьер Аркадий Дворкович встретился с паниковавшими представителями туристических агентств. Они умоляли государство о помощи, говоря, что общий ущерб для индустрии от запрета может составить 200 миллионов долларов. Дворкович ответил, что прямых компенсаций не будет, но вместо этого государство поможет им продвигать туристические путевки в Крым и Сочи, черноморский курорт, полностью отстроенный для проведения Зимних Олимпийских игр в 2014 году. Это заявление можно расценить, как открытое признание в готовности принести в жертву большую часть туристической индустрии ради более широкой стратегической цели — открытия рынка для внутренних путешествий и закрытия доступа к дешевым иностранным курортам.
Одновременно в 2015 году многие крупные иностранные авиаперевозчики стали уходить из России. Крупные дешевые авиакомпании Easyjet и Air Berlin прекратили работу на российском рынке. Lufthansa, SAS, SWISS, Brussels Airlines, Czech Airlines, Finnair и еще несколько фирм значительно сократили свои рейсы в России, и некоторые другие авиакомпании должны последовать их примеру. Их выход с рынка, обусловленный плохими экономическими перспективами России, привел к драматическому сокращению числа рейсов и направлений, а цены на них резко взлетели.
Это особенно верно для таких крупных узлов, как Санкт-Петербург, Омск и Пермь, где практически прекратились рейсы в некогда популярные места отдыха Грецию, Италию и Испанию. Все большее число направлений становятся доступны только посредством дорогостоящих рейсов с пересадкой в Москве.
Скандальное банкротство ведущего российского бюджетного авиаперевозчика «Трансаэро» в октябре 2015 года усилило потрясения. «Трансаэро» был главным конкурентом неофициально государственной авиакомпании «Аэрофлот», и обстоятельства банкротства считаются противоречивыми. Хотя компания имела долги, предположительно, ее состояние вовсе не было таким плохим, как сообщили публике. Вместе с чрезмерно быстрым падением компании это к подняло вопросы о роли «Аэрофлота» и Кремля в решении судьбы «Трансаэро». Ее имущество было быстро поделено между крупными национальными игроками и открыло для все более ориентирующемуся на внутренние рейсы «Аэрофлоту» занять половину рынка.
Очевидным образом демонстрируя курс на самоизоляцию, российское правительство активно продвигает кампанию по рекламе внутреннего туризма. Контролируемые государством СМИ говорят о патриотическом долге граждан посещать свои курорты и рассказывают об опасностях для здоровья и для безопасности, таящихся на иностранных курортах. Это послание поддерживают и государственные чиновники, как, например, Анна Попова из агентства по защите прав потребителей. Она часто предостерегала российских граждан от поездок за границу, где их ждут СПИД, гепатит, лихорадка Эбола, птичий грипп и чума. Олег Сафонов, глава российского туристического агентства, пошел еще дальше и сравнил россиян, предпочитающих отдыхать за границей, с родителями, которые решили позаботиться о благополучии чужих детей вместо своих.
Российское общество разделилось во мнении относительно этих перемен в окружающей среде. Государственный центр исследований общественного мнения сообщил, что 67% россиян полагают, что государство должно сосредоточить усилия на развитии внутреннего туризма, а не заниматься обеспечением их безопасности за границей. Тем не менее, в российской блогосфере и социальных сетях многие пользователи опасаются будущих запретов на путешествия и введения выездных виз. Многие называют существующую ситуацию возвращением во времена СССР и считают, что лучше уехать из России сейчас, пока не стало слишком поздно.
По прогнозам, следует ожидать дальнейших ограничений. Правительственные телеканалы сообщили, что власти взвешивают возможность ограничить поездки в государства европейского союза после терактов в Париже и Брюсселе.
Окончательным результатом этого станет, на первый взгляд, случайное совпадение растущей самоизоляции России в то время, когда она, как никогда, нуждается в контактах с внешним миром, и когда, на фоне продолжающегося экономического кризиса, Кремль стремится поддерживать в россиянах веру в правдивость созданной государственными СМИ альтернативной реальности.
Известный российский журналист и политический активист Олег Кашин недавно отметил, что свобода путешествовать относится к наиболее легко осознаваемым и ценным свободам, и ее ценность тем больше, что несколько поколений жителей России были ее лишены. Посмотрим, предпочтут ли россияне принести эту свободу в жертву кажущейся безопасности своего государства.
Источник: Foreign Policy, США
01.05.16.