Прокуратура Автономной Республики Крым намерена инициировать международный судебный процесс против оккупационной власти в Крыму по примеру Нюрнбергского процесса.
Во-первых, что такое Международный уголовный суд? Это один из органов, который находится и работает на постоянной основе в структуре Организации Объединенных Наций. Работает он на основании Римского Устава, который был принят в 1998 году. Компетенция Международного уголовного суда — это преследование лиц, ответственных за геноцид военные преступления и преступления против человечества, если кратко сказать.
Российская Федерация подписала Римский Устав 13 сентября 2000 года, но не ратифицировала его. То есть государством-участником Международного уголовного суда она не является. Кроме того, 16 ноября 2016 года Путин издал распоряжение о направлении Генеральному секретарю ООН уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Римского Статута Международного уголовного суда. То есть на добровольной основе Российская Федерация в Международный уголовный суд не придет.
Можно ли ее туда привести? Да, можно. Но для этого Российская Федерация должна стать стороной, проигравшей войну, которую она развязала против Украины. Для того чтобы Россия проиграла войну, ну, хотя бы для себя, внутри своей страны она должна признать, что у нас война с Российской Федерацией. У нас этого нет.
Кроме того, Международный уголовный суд уже как минимум два года ведет расследование по ситуации в Украине, и уже было опубликовано два промежуточных отчета генерального прокурора Международного уголовного суда как раз таки о ситуации в Украине. Первый промежуточный отчет опубликован в прошлом году. В нем в вопросе Крыма как раз-таки было уже указано, что в процессе проведения расследования Международный уголовный суд и его генеральный прокурор пришли к выводу, что в рамках норм международного гуманитарного права то, что произошло в Крыму, является фактом вооруженной агрессии. То есть сам факт того, что Россия проявила вооруженную агрессию против Украины на территории Крыма, прокурорами Международного суда уже признан, и продолжается процесс проведения расследования.
Что может сделать Генеральная прокуратура или ее подразделение — Прокуратура Автономной Республики Крым? Добавить туда материалов, которые бы подтверждали фактами то, что на территории Крыма происходит геноцид, совершается военное преступление и преступление против человечества. Чтобы этот процесс расследования продолжался и подошел к какому-то своему логическому завершению.
Но если мы будем использовать терминологию, которая высказана и опубликована на сайте прокуратуры Автономной Республики Крым о том, что будет создан второй Нюрнбергский процесс, то для этого на скамье подсудимых должны сидеть преступники. Этими преступниками являются президент Российской Федерации, министр обороны, депутаты Государственной Думы и, если ниже опускаться, члены оккупационных властей, которые работают в Крыму.
Но для этого они должны быть арестованы. А арестованы они могут быть только в одном случае — если они проиграют войну. Или же если международное сообщество примет решение, что при выезде за границу их будут арестовывать как международных преступников, то есть объявят в международный розыск.
Если так случится, то дай бог. Но на сегодняшний день в той ситуации, в которой мы находимся с точки зрения деятельности Международного уголовного суда, наверное, заявление о втором Нюрнбергском процессе несколько преждевременно. Да, хотелось бы, чтобы так было. Да, желательно, чтобы мы к этому все-таки пришли, и те, кто виновен со стороны российской власти в развязывании войны против Украины, понесли соответствующее наказание. Но для этого еще надо посадить их на скамью подсудимых в Международном уголовном суде. Получится? Это будет очень хорошо.
Юрий Смелянский — крымский экономист, переселенец, эксперт благотворительного фонда «Майдан иностранных дел».
Chechenews.com
22.11.17.