Москва — В Совете Безопасности ООН провалилась резолюция, в которой осуждалась предполагаемая химическая атака в Сирии и звучал призыв к правительству Башара Асада сотрудничать с комиссией по расследованию. Россия воспользовалась правом вето. Таким образом, Москва уже шестой раз блокирует принятие резолюции по Сирии. Китай, который прежде всегда проявлял солидарность С Россией, в этот раз воздержался.
Заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков раскритиковал документ как провокацию. По его словам, резолюция напоминает заблаговременное осуждение сирийских правительственных войск, тогда как необходимо независимое расследование под руководством Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Отказ поддержать резолюцию не вызывает удивления, ведь ранее точку зрения Москвы разъяснил министр иностранных дел России Сергей Лавров после встречи с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном (Rex Tillerson).
Выступление Сафронкова как дипломата было все же в высшей степени необычным. Резкие замечания в СБ ООН являются обычным делом, но личные нападки — это редкость. Но Сафронков отчитал конкретно британского представителя Мэтью Райкрофта (Matthew Rycroft), который упрекнул Москву в «злоупотреблении правом вето», чтобы защитить Асада. Кроме того, Райкрофт назвал Асада «убийцей» и «преступником».
Сафронков начал ответную речь с обвинения британских властей в том, что они делают все, чтобы подорвать мирный процесс в Сирии. «Вы испугались, сон потеряли, что мы будем сотрудничать с Соединенными Штатами» — так он издевался, обращаясь в Лондону и Парижу. Затем он обратился на «ты» непосредственно к Райкрофту и накричал на него: «Посмотри на меня, глаза-то не отводи, что ты глаза отводишь?». Райкрофт действительно посмотрел на Сафронкова. «Ты, г-н Райкрофт, высказался сегодня не по вопросу повестки дня, а оскорбил Сирию, Иран, Турцию и ряд других стран», — сказал Сафронков и потребовал от председателя заседания СБ ООН поставить Райкрофта на место.
После потока новых обвинений в адрес Лондона в том, что он заодно с террористами, Сафронков завершил свое обращение к Райкрофту угрозой: «Не смей больше оскорблять Россию». В русском языке, в отличие от английского, существует четкая разница между «ты» и «Вы». Правда, Лавров тоже обращался на «ты» к «моему другу Джону» (Керри), однако в случае с Сафронковым употребление такой формы обращения — беспрецедентная дипломатическая грубость. Хотя она не сопоставима с легендарным выступлением Хрущева в Генассамблее ООН, когда он стучал туфлей по столу, недовольство своей речью 53-летний карьерный дипломат точно вызвал.
В Москве, наоборот, СМИ восхищались Сафронковым из-за его грубости. Кажется, это новый тренд в российской дипломатии. Мария Захарова, официальный представитель МИД России, известна своим острым языком. «Позвольте мне кое-что сказать, или Вы действительно слышите российские «Грады (ракеты)» — так она набросилась на одном ток-шоу на своего оппонента. Своих политических противников она оскорбляет как «фашистов». Она сказала, что люди, которые «манипулируют памятью о солдатах Красной Армии», могли бы «получить по морде».
Естественно, что с особым удовольствием она накидывается на американские власти. В декабре она назвала администрацию Обамы «группой внешнеполитических неудачников, злых и ограниченных». У нее всегда наготове жесткий, но большей частью не очень дипломатичный комментарий. Кстати, из-за этого ее противопоставляют бывшему пресс-секретарю Госдепартамента Джен Псаки (Jen Psaki). В любом случае, заметно, что с тех пор как Захарова заняла свой пост, в российском внешнеполитическом ведомстве, ранее столь официальном, в ходу новый речевой стиль.
Даже интонации министра иностранных дел Сергея Лаврова часто носят в последнее время не дипломатичный характер, причем это относится не только к политическим оппонентам. Два года назад, когда переводили вопрос одной журналистки, он тихо выругался и произнес «дебилы», затем добавил другое бранное слово. Таким же выражением он «наградил» недавно оператора Reuters.
А во время встречи с Рексом Тиллерсоном в Москве он «наехал» на американских журналисток (что Захарова позже «отпраздновала» на своей странице в Фейсбук). «Кто вас учил манерам?» — набросился он на них, когда они собирались задать ему вопросы до того, как он начал вступительную речь. «Теперь можете кричать», — разрешил он им потом, когда закончил.
Это вызывает удивление лишь на первый взгляд: в конце концов, президент Владимир Путин тоже известен своими грубыми сравнениями. Он требовал «мочить террористов в сортире». Одному критически настроенному журналисту он предложил сделать «обрезание, так чтобы больше ничего не выросло». Если вспомнить о высоких рейтингах хозяина Кремля, кажется, что грубые выражения являются надежным средством, позволяющим завоевать симпатии общественности — и поэтому теперь ему [президенту] подражают многие чиновники.
Источник: Handelsblatt, Германия
17.04.17.