Чешский президент Милош Земан оказался единственным из европейских политиков, встретившимся с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Пекине во время празднования китайской победы во Второй мировой войне над Японией. Земан предложил Путину включиться в международную борьбу с Исламским государством. Он и не подозревал, что российские подразделения уже действуют на сирийской территории.
Рыбак рыбака видит издалека
Участие в масштабном военном параде на Площади Небесного спокойствия в Пекине не принял ни один руководитель западной страны — не только из-за растущей военной напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и опасности китайской экспансии, но и из-за присутствия российского президента. Но президенту Чешской Республики Путин — не помеха. Напротив, этот авторитарный лидер является для него примером большого политика. Каждый выбирает друзей и примеры для подражания по себе.
Земан действительно восхищается и от всего сердца поддерживает этого российского государственного деятеля, который возродил холодную войну и конфронтацию с Западом, аннексировал Крым, развязал военный конфликт на Украине и, чтобы его, несмотря на все это, не забыли, время от времени угрожает ядерным оружием. В ситуации, когда все европейские государственные деятели прекратили с Путиным нормальные отношения, эта политика бандитизма, по всей вероятности, Земану импонирует. Почему? У Путина и Земана много общего. Оба они выстроили свою политическую карьеру на авторитаризме и популизме. Оба они делят людей на «слабых и сильных», а себя считают сильнейшими, мечтая, прежде всего, о власти и гегемонии.
Они не забывают ни одной, пусть даже мнимой, обиды. Поэтому Земан так хорошо понимает то унижение, которому Запад подверг Путина, не оценив по достоинству его внешнюю политику и после развязывания войны на Украине исключив его «из клуба». Эта травма — быть отвергнутым Западом — очень болезненна и тоже их объединяет. Земана тоже не приглашают в западные кулуары высшей политики, поэтому он так любит ездить на восток, тайно ожидая, что ветер переменится. Но этого не случится до тех пор, пока Россия не начнет соблюдать международные договоренности и уважать права человека. И Земан, и Путин полагаются не на ценности, а на силу. Они придерживаются того мнения, что отдельные исключительные фигуры своими неповторимыми смелыми поступками могут изменить общественный климат и переписать исторические законы. Поэтому они с таким удовольствием плывут против течения истории. Они убеждены в своей избранности и ведущей роли в обществе.
Диагноз — «влияние Путина»
Путин действительно уверен в своем мистическом предназначении. В Москве даже проводят общественные дискуссии, например, на тему «божественной сущности» Путина и исторической роли России, которая победила третий рейх, чтобы стать «третьим Римом» в противоположность прогнившему и испорченному Западу.
Похоже, что Земан тоже поддался путинской харизме и давно потерял способность критически мыслить. На пекинской встрече с Путиным чешский президент демонстративно отказался от переводчика и говорил по-русски. Русский язык в этом контексте является не только проявлением дружественности, но и признаком определенной подчиненности. В публичных выступлениях Земан язвительно атаковал множество целей, но ни к кому другому он не обращается с большим уважением и симпатией, как к Путину. Внутренняя «химия» подействовала. Дежурная ботоксная маска Путина в обществе Милоша Земана была сброшена, и довольная улыбка не сходила с его лица вплоть до расставания. Его лицо окаменело лишь тогда, когда Земана в его риторике «понесло» на минное поле Ближнего Востока. Улыбался и российский министр иностранных дел Сергей Лавров — снисходительно и умиленно, в стиле приветствия чешского шута при российском царском дворе, как в старые имперские времена. России нужен президент ЧР, чтобы было на ком продемонстрировать, что она не находится в международной изоляции, и что ЕС расколот в своем отношении к экономическим санкциям.
Поэтому Владимир Путин сразу приступил к делу: он выразил надежду на улучшение торговых отношений между Россией и Чехией, несмотря на санкции. Путин похвалил чешского президента за то, что тот относится к тем европейским лидерам, которые еще с ним разговаривают. Путин сказал, что существующие проблемы нужно решать совместными усилиями, а не отворачиваться друг от друга и не расходиться в стороны. Правда, он не добавил, что предпочел бы поговорить с канцлером Германии Ангелой Меркель, но раз уж лидеры ЕС его избегают…
Я не знаю, понимает ли чешский президент, что из-за беззаветной «верности» Путину на Западе не желают говорить и с ним самим, что, конечно, не способствует чешским интересам. Но Земану это неважно. Наш президент далек от идеи, что он должен служить Чешской Республике. Напротив, позиция главы чешского государства позволяет ему претворять в жизнь собственные заветные желания и мечты. Смысл поездки Земана в Китай и встречи с Путиным состоял не в продвижении чешских экономических интересов — они скорее пострадают из-за потери доверия среди западных партнеров. Настоящая цель Земана — получить наслаждение от собственных капризов (выделиться из европейских рядов), позлить «пражский кабачок» и, главное, немного погреться в лучах мощи сразу двух политических великанов (президента Китая Си Цзиньпина и президента России Владимира Путина), максимально приблизиться к по-настоящему огромной власти, что создает у президента не самой большой центральноевропейской страны ощущение, что он каким-то образом к этой власти причастен. На этот раз ему это удалось, и он вслух заявил о желании того, что российское руководство уже тихо реализовало.
На чьей стороне будет Китай?
Своим присутствием на военному параде в Пекине Земан и Путин показывали всем, какой сильный у них союзник — Китай. Но Земан выглядел, как в басне о мыши и льве. Китай является реальным крупным геополитическим игроком, претендующим на вторую позицию в мире. Россию он воспринимает как соперника на региональном уровне, а Чехию — как минигосударство, значение которого заключается в его членстве в ЕС. И хотя во время военного парада Путин стоял бок о бок с президентом Китая Си Цзиньпином, добрососедские отношения с Китаем не компенсируют ему раскола с западными государствами. Побег в великие китайские объятия — это лишь попытка отомстить за остракизм со стороны враждебного Запада. В последние дни российские официальные СМИ постоянно сравнивают московский и пекинский парады и показывают кадры с китайскими солдатами и техникой: новые китайские баллистические ракеты, как передают российские СМИ, «могут справиться» с американскими авианосцами. Особенное восхищение вызвали межконтинентальные ракеты дальностью якобы до 18 тыс. км…
Однако Китай давно уже не является для России старшим братом. Напротив, в настоящее время был свернут ряд крупномасштабных проектов в рамках китайско-российского экономического сотрудничества, и Китай подписал ключевой договор о военном сотрудничестве с Соединенными Штатами. Несмотря на то, что в мае состоялись совместные учения китайских и российских сил ВМФ, США точно не потеряют суверенитета в Северо-Восточной Азии и в регионе в целом. В следующем году армии США и Китая планируют провести совместные учения сухопутных войск. Другими словами, именно Россия останется на бобах, когда Китай сделает свой выбор стратегического партнера в пользу более сильного, и две эти мировые державы, США и Китай, еще больше сблизятся. Тогда Россия останется региональной державой и сырьевой провинцией экономического гиганта Китая.
Путинский сирийский «туз» против Обамы
Заветное и самое секретное желание двух президентов состоит в том, чтобы вернуться в клуб самых влиятельных западных стран и играть в высшей лиге мировой политики. Чем больше Запад ими пренебрегает, тем злее они грозят ему кулаком: для этого Путин использует войну на Украине, а Земан просто поддакивает агрессору. Эти своеобразные политические действия, понятно, не повышают шансов двух президентов вернуться за круглый стол к Бараку Обаме и западноевропейским лидерам. Но у Путина есть туз в рукаве, которым он хочет принудить западных лидеров с ним считаться и воспринимать его серьезно. И туз этот — участие России в войне на Ближнем Востоке. Отстаивать державные интересы можно и под прикрытием борьбы с Исламским государством.
Пытаясь выступить в роли творца истории, Милош Земан в Пекине призвал Путина включиться в международную борьбу с террористическими акциями Исламского государства. Цель Земана — втянуть путинскую Россию в коалицию стран, борющихся с исламистами, и тем самым реабилитировать РФ.
Не имея на то мандата от других стран, Земан пригласил Путина в общую с западными странами антиисламистскую коалицию и пообещал, что на заседании Генассамблеи ООН в Нью-Йорке будет отстаивать совместную резолюцию Совета безопасности ООН о борьбе с терроризмом. Ирония судьбы заключается в том, что пока Земан делал свои риторические предложения, на которые у него не было никакого политического мандата, российские самолеты уже бороздили небо над Сирией, а на сирийской территории уже появились первые русскоговорящие солдаты. И по уже сложившейся в России старой-доброй традиции, представитель Кремля опроверг информацию о присутствии российских подразделений на территории Сирии.
Путин не хочет, чтобы режим его давнего протеже, сирийского президента Башара Асада, пал. Война в Сирии является в первую очередь результатом действий его кровавого режима, давно поддерживаемого Москвой. Благодаря Асаду, Россия долгое время препятствовала прокладке региональных трубопроводов из Катара и Саудовской Аравии в Европу через территорию Сирии и сохраняла тем самым позицию «Газпрома». Если Россия действительно начнет наступать в Сирии, то в первую очередь это будет не борьбой с Исламским государством, а стремлением любой ценой удержать у власти Башара Асада, перетянуть на свою сторону Иран, сохранить позицию «Газпрома» на континенте и воспрепятствовать распространению влияния Исламского государства и других исламских радикалов в постсоветских мусульманских республиках, которые по-прежнему входят в сферу российских интересов.
Земан предлагал участие России в коалиции в тот момент, когда Путин начал предпринимать сепаратные военные шаги в регионе боев для защиты собственных интересов и удержания у власти диктатора, чей режим является реальной причиной войны в Сирии. Российские военные операции и авиационные удары в поддержку режима Асада могут усложнить ситуацию в регионе, потому что США, напротив, поддерживают антиасадовскую оппозицию. Участие России в какой-либо антиисламистской международной коалиции, таким образом, невозможно. Для международной политики поддержка агрессора, который дестабилизирует ситуацию в Европе, неприемлема. Более того, присутствие в Дамаске российских сил, поддерживающих и защищающих Башара Асада, скорее, ставят под угрозу планы Запада на Ближнем Востоке. Под угрозой может оказаться и договор с Ираном, который должен был бы стать блестящей кульминацией политической карьеры Обамы.
Ясно, что Россия, в отличие от западных стран, готова применить в боях в Сирии сухопутные войска. Теоретически могут случиться столкновения между российскими и американскими подразделениями. Соединенным Штатам, хочет того президент Обама или нет, придется договариваться с Россией. Таким образом Путин сохранит ближневосточную зону влияния и отомстит Бараку Обаме за то, что тот поставил его в угол и так долго с ним не разговаривает. Популярность Путина в его собственной стране и даже за рубежом снова вырастет. Но в среднесрочной перспективе участие в очередном военном конфликте Россию ослабит. По логике ожиданий своих граждан Путин не может уйти с «завоеванных» территорий, а экономический кризис в стране в связи с падением цен на нефть и экономическими санкциями обостряется. Неминуемый крах Путина и смену политического режима в России военная операция в Сирии не отсрочит.
Призыв президента Земана к союзничеству с Россией в борьбе с исламистами выглядит похвально, потому что остановить расширение Исламского государства — это первоочередная задача цивилизованного мира, но на самом деле этот призыв на руку России, которая планирует в этом очаге напряженности продвинуть свои интересы и снова заполучить влияние, утраченное во время арабской весны. Участие России в войне на Ближнем Востоке продлит агонию режима Башара Асада и гражданскую войну в Сирии, усугубит миграционный кризис и дестабилизирует Европу. Именно дестабилизация Европы и расширение влияния России в бывших советских колониях являются основными целями Путина. Чешский президент Милош Земан ему в этом отлично помогает.