Бывший офицер ФСБ в интервью газете «Таймс» утверждает: убийство представителей Красного Креста в Чечне в конце 1996 года совершили российские военные.
В публикации под заголовком «Российское секретное подразделение убило персонал Красного Креста в Чечне» речь идет об известном эпизоде: в декабре 1996 года в селе Новые Атаги в Чечне неизвестными были расстреляны шесть сотрудников госпиталя международного Красного Креста. Среди погибших сотрудников Красного Креста были граждане Канады, Испании, Голландии Норвегии и Новой Зеландии.
В то время российские власти обвинили в этом чеченских боевиков. «Таймс» приводит свидетельства недавно перебежавшего на запад майора ФСБ Алексея Потемкина, утверждающего, что иностранные сотрудники госпиталя были убиты заброшенной в Чечню опергруппой спецназа ФСБ и что он лично принимал участие в этой операции.
Убийство иностранцев произошло вскоре после перемирия, заключенного между Россией и Чеченской республикой Ичкерия. Алексей Потемкин сообщил «Таймс», что диверсионной группой командовал капитан Севастьянов. В то время Потемкин был 23-летним лейтенантом и с тыла прикрывал со своими людьми основную группу из 14 человек.
По его словам, спецназ ФСБ, заброшенный в Чечню из Москвы, наткнулся в Новых Атагах на группу чеченских боевиков и уничтожил их. После этого спецназовцы получили по рации приказ проверить находившийся в местной школе госпиталь и выкурить оттуда чеченцев. Потемкин утверждает, что ворвавшиеся в госпиталь спецназовцы по ошибке приняли спавших там сотрудников госпиталя за чеченцев и открыли огонь.
Свой рассказ корреспонденту «Таймс» Потемкин подтвердил расшифровкой радиопереговоров диверсионной группы капитана Севастьянова с центральным командованием. «Таймс» приводит фрагмент этой расшифровки. Кодовые позывные участников радиопереговоров: «Трофим» — начальник диверсионной группы капитан Севастьянов. «Синеглазка» — лейтенант Потёмкин, «Центр» — центральное командование ФСБ. На жаргоне участников боевой операции «трехсотый» — это раненый, а «двухсотый» — убитый.
«Центр, Центр! Вашу мать… «Синеглазка», прикрывай, мы с проблемами, выходим. У нас трехсотый. В школе не «духи»! Центр, что за херня? Там вообще не русские были! Кто это был? Центр, у них двухсотые… Три точно есть. Как понял меня? У них передатчик не наш, орали не по-нашему…
— «Трофим», как не «духи», а кто? Вы кого там положили? Персонал? Вы что, «чехов» от людей разучились отличать? Документы «духов» с собой? Часть выкини, понял? В поселке .. Как понял меня?
— Понял, понял, «Центр», сделаем… «
Из этого фрагмента явствует, что спецназовцы разбросали в госпитале документы убитых ранее чеченцев. Потемкин сообщил «Таймс», что расследование по этому инциденту не проводилось, дело замяли. Газета пишет, что, если будет доказано, что убийство персонала госпиталя Красного Креста в Чечне – дело рук ФСБ, то родственники погибших получат право подать судебные иски к России.
Версия о том, что убийство представителей Красного Креста в селении Новые Атаги совершили российские военные, активно использовалась чеченским сопротивлением. Ахмед Закаев, в середине девяностых годов – министр правительства Чеченской республики Ичкерия и член чеченской делегации на переговорах с Россией, уверен, однако, что свидетельства Алексея Потемкина не вызовут заметного общественного резонанса.
— Трагедия в Новых Атагах была предметом этих переговоров?
— Она у нас была основной темой.
— Есть одно расхождение между тем, что говорите вы, и что говорит майор Алексей Потемкин. Он утверждает, что это преступление было совершено непреднамеренно. Поняли, кого убили, когда это уже случилось. А вы говорите, что это была спланированная операция. Верно я понимаю?
— Я абсолютно точно утверждаю, что это была спланированная операция. Он же не может говорить, находясь в Европе, прося политическое убежище, что он участвовал в заведомо запланированной операции против гуманитарной международной организации. Поэтому ему хочется и сказать об этой ситуации, и в то же время он не может говорить [всей правды].
— Будет ли, по-вашему, проведено расследование обстоятельств того, что произошло в Новых Атагах?
— К большому сожалению, никакого резонанса не будет, никакого международного скандала не будет. Никто России предъявлять никаких претензий по поводу этого преступления не будет. Российская сторона с самого начала это знала и знает. Замнется, как будто ничего не было, или обвинят вот этого перебежчика, что он, чтобы получить политическое убежище в Европе, эту историю выдумал. Провести расследование по этому факту, тем более допустить, чтобы было проведено независимое международное расследование, как не позволили тогда, так не позволят и сейчас.
Российский политик Иван Рыбкин, в середине 90-х годов — руководитель Совета безопасности России и заместитель председателя правительства России по делам Чеченской Республики, уверяет, что полноценное расследование убийства в селении Новые Атаги было невозможно. Сейчас он также не ожидает результативного расследования событий 15-летней давности.
— Это была страшная трагедия. Конечно, мы вели переговоры с делегацией, в состав которой входили Хожахмет Яриханов, Мовлади Удугов, Саид-Хасан Абумуслимов. Настойчиво искали следы, чтобы выяснить, как это произошло. Конечно, вели подробные переговоры с Асланом Масхадовым. Подключали всех к этому, кого только можно было подключить в Чеченской республике, в республике Ингушетия. Много этим занимался Борис Березовский. Но найти, что называется, концы было сложно. Мы пришли к выводу, что это была некая акция устрашения. Кто за этим стоял — сказать было, по сути, невозможно. Докопаться — невозможно.
— А почему было невозможно докопаться? Кто-то мешал?
— Как вам сказать. Мирному процессу мешали настойчиво. И это не секрет. Из-за этого во многом ушел Александр Иванович Лебедь. Когда я вошел в процесс мирного урегулирования, «партия войны», что с той стороны, что с другой стороны, вела себя достаточно активно. Мир в Чеченской республике был невыгоден. И врастание в мир давалось нам крайне тяжело. Отсюда и дискредитация участников переговорного процесса всяческими методами и способами. Мы готовились к выборам в Чеченской республике — парламентским и президентским. Но сопротивление было настойчивым. После того, как было подготовлено соглашение Черномырдин-Масхадов, сопротивление стало просто ожесточенным. Был даже такой эпизод. Мы прилетели на самолете и не смогли сесть, так ни один аэропорт не принимал. Пришлось уйти на остатках горючего и сесть в Волгограде. Просто ушли диспетчерские службы отовсюду.
— Вы допускаете, что убийство в Новых Атагах могли совершить представители российских спецслужб?
— Мне трудно сказать. Я всегда говорил, что при анализе ничего и никогда не исключал. И в докладных записках президенту по каждому своему визиту в Чеченскую республику я писал обо всем.
— Почти 15 лет прошло со времени этой ужасной истории. Сейчас снова она всплыла на поверхность. Будут какие-то последствия, как вы считаете?
— Тогда не сумели разобраться, а сейчас, я думаю, никого заинтересованного, по крайней мере, отсюда не будет. Надежда на молодого президента Дмитрия Анатольевича Медведева и на то крыло реформаторское, либеральное, которое только-только при нем начинает складываться.
Руководитель отдела по связям с общественностью делегации Международного комитета Красного Креста в России, Белоруссии, Молдавии и на Украине Юрий Шафаренко сообщил корреспонденту Радио Свобода, что представители организации намерены встретиться с российскими властями и еще раз «проговорить» эту историю.
— Для нас это была большая трагедия — для организации в целом и для семей сотрудников, которые погибли. Было назначено расследование, оно продолжается. Методы нашей работы — это конфиденциальный диалог с властями любой страны, в которой мы работаем. По этому вопросу мы уже общались с властями РФ на протяжении всего этого времени. Конечно, у нас будет встреча с российскими властями, на которой мы обсудим этот вопрос. Я подчеркиваю, это будет конфиденциальный диалог в соответствии с нашими процедурами. В то же время мы, к сожалению, не знаем, насколько достоверна появившаяся информация. Но мы встретимся с властями РФ, чтобы проговорить этот вопрос.
https://www.svoboda.org/a/2229583.html
Chechenews.com
29.01.18.