Затерявшиеся в сибирской тайге…
В истории чеченского народа немало трагических страниц, порой покрытых тайной. До сих пор, как утверждают историки, остаются засекреченными многие документы, раскрывающие истинную картину тех или иных событий.
Одним из них стала история, рассказанная жителем г.Аргун Чеченской Республики Рамзаном Бетир-Ахмадовичем Ибаевым. Он до сих пор не теряет надежды узнать подробности возникновения и исчезновения села Чеченево в глухой сибирской тайге. Причем, как оказалось, там жили люди и с фамилией Кишаевы (а может быть и Кишиевы), потомки авлияа Кунта-Хаджи Кишиева.
-В 1983 году судьба забросила меня в старинный сибирский городок Тара, который расположен на Иртыше. Просматривая расписание маршрутных автобусов, мое внимание привлекло странное название села — Чеченево. Признаться, у меня по коже пробежали мурашки: неужели название села произошло от слова «чечен»? Если да, то каким образом могли оказаться в этом богом забытом уголке чеченцы?,- задается вопросом Р.Ибаев. — Местные жители не могли дать вразумительный ответ. Тогда я обратился со встревожившим мою душу вопросом к старожилу этих мест. И вот что он рассказал.
«Было это в 30-х годах, с Кавказа свозили сюда раскулаченных чеченцев. От Омска до Тары везли их на подводах (а это без малого 300 км). Рассказывали, что местные лихоманы устраивали им засады, ночью нападали на этих несчастных и грабили их нехитрый скарб. Места те гиблые, кругом бескрайняя тайга и непроходимые болота, на охоту в те места мы пробирались только зимой. И каково же было мое удивление, когда однажды, будучи на охоте, мы набрели на своего рода скит. Стояли здесь аккуратные избы, были и землянки.
Словом, устроились они не хуже местных, если не сказать лучше, и жизнь здесь шла своим чередом. Нас пригласили в избу, угостили мясом, травяным чаем. Так сосланные чеченцы наладили жизнь в этих сибирских холодных краях: общались с местными жителями, производили обмен мяса, сыра, молока на разные семена и живность. И прозвали ту деревню Чеченево.
Потом, во время войны работники НКВД ночью окружили эту деревню и всех ее обитателей куда-то увезли. Рассказывали, что в Магадан, а название деревни так и осталось – Чеченево»,- рассказал старый сибиряк. (Адрес описываемых событий: Омская область, Тарский район, г. Тара).
После публикации этой истории много лет назад в местной газете пришел отклик из с. Сурхохи Назрановского района, Республики Ингушетия Мустафы Гиреева.
«В 1967 году я находился в Омской области в Тюкаменском районе (с. Островное). Бухгалтер отделения совхоза «Хуторский» тов. Потап Петров рассказал: «Ваши, значит, чеченцы, проживали своим селом. С детства я ходил с чеченскими ребятами в школу. Был у меня друг неразлучный Хамзат Кишаев. Вместе мы окончили десять классов. В 1941 году, когда началась война, нас в числе других призвали в армию. Меня и Кишаева X. направили в Барнаульскую артиллерийскую офицерскую школу.
Окончили артшколу, а потом — в резервную артдивизию. Я был в чине лейтенанта, а Кишаев X. — в чине капитана. Он служил ординарцем комдива. Во время прорыва Крымской обороны немцев, враги вели огонь из крупнокалиберных пушек с близкого расстояния, почти в упор. Кишаев проявлял небывалое мужество и героизм. Имел много наград за другие боевые действия, и погиб мой друг X. Кишаев как герой»,- рассказал М.Гиреев.
Далее он пишет, что удивился и предложил П. Петрову поехать туда, где находится село Чеченево. «Не доезжая до этого села, начался дождь, и наш грузовик засел в болоте. На утро нас вытащил тракторист на тягаче. Мы так и не смогли добраться, даже со второй попытки. Там тогда не было дорог, кругом одни болота и леса».
По рассказу Петрова, многие чеченцы из села Чеченево были призваны в 1941 году в армию. На мой вопрос, как очутились чеченцы в Таре, он не мог ответить. Когда чеченцы туда попали — при царизме или после революции, он не знал, знал только, что село Чеченево находилось рядом с русским селом. На вопрос: «Где жители села Чеченево?», он пояснил, что, когда он в 1947 году вернулся с фронта, то в селе Чеченево не было ни одного человека, якобы их сослали, а куда — не знает. П.Петров рассказал, что в сельском совете есть сведения о жителях села Чеченево, героически сражавшихся за родину в ВОВ, в том числе его однополчанине Хамзате Кишаеве.
(Омская область, Тюкаменский р-н, село Островное, Потап Петров, который работал бухгалтером совхоза).
— После тщательного анализа этой истории, я сделал вывод, что это село Чеченево не могли основать раскулаченные соплеменники, как известно раскулачивание проводилось в 1930-1932 годах, а это 9-10 лет до начала Великой Отечественной войны. Дети жителей этого села не могли закончить 10 классов и попасть на фронт, а значит село основано гораздо раньше. Известно, что после окончания Кавказской войны царская власть всячески преследовала религиозные учения, особенно учение Кунта –Хаджи Кишиева из села Илсхан-Юрт.
Все его родственники и активные последователи подверглись аресту, одни попадали в тюрьму, других отправляли в Сибирь, в самую что ни на есть глухомань. Возможно, что потомки Кунта – Хаджи Кишиева были сосланы в сибирскую тайгу, тем более, что об этом свидетельствует и рассказ П.Петрова о своем друге Хамзате Кишиеве (Кишаеве). Возможно позже туда же высылались люди за помощь знаменитому Зелимхану Харачоевскому, а уже в 30-е годы и раскулаченных чеченцев, — рассказывает Рамзан Ибаев.
— Вопрос не в том, кто основал это село, а в том, куда делись его жители. На мой взгляд, их после 1944 года или расстреляли, или утопили в болотах, а возможно, в глубокой тайге Сибири, повторился еще один Хайбах (чеченское село, сожженное вместе с его жителями, более 700 человек, сталинскими палачами). Но, уверен, что можно было бы найти в архивах сведения о тех, кого призывали в армию из села Чеченево, и конечно об их участии в Великой Отечественной войне. Может быть, до сих пор кто-нибудь остался в живых из тех, кто служил или воевал с выходцами из села Чеченево? — задается опять вопросом Р.Ибаев.
http://www.grozny-inform.ru/news/society/19366/
Chechenews.com
03.05.17.