Главная » Все Новости » Главная новость » Тема Кавказа в произведениях турецких историков

Тема Кавказа в произведениях турецких историков

В Турции историю кавказских народов знают лучше, чем сами кавказцы. Так сложилось в результате того, что и в России, и в СССР история народов Кавказа намеренно фальсифицировалась, приводилась в соответствие с господствующей национальной доктриной. Один из примеров – концепция добровольного вхождения Чечении в состав России.

Полноценные труды, отражавшие истинное прошлое народа, систематически уничтожались. Обучающиеся в турецких вузах чеченские студенты с восторгом рассказывали мне о неожиданных возможностях, открывшихся им в этой стране, имея в виду богатство источников, посвящённых истории Кавказа и, в частности, чеченского народа. Наряду со старинными книгами, немало трудов современных турецких кавказоведов, среди которых и известный писатель-историк Тарык Джемаль Кутлу, чеченец по происхождению.

Тематикой Кавказа в Турции занимались также Ахмет Хазер Хызал, черкес по происхождению; генерал в отставке Исмаил Беркок, кабардинец; профессор Шериф Баштав; Бексултан Батырхан, ингуш; полковник в отставке, переводчик Мехмет Кетей; Васфы Гюсар, адыгеец; профессор общественного права Аныл Чечен и многие другие. А вот выдержка из книги одного из современных авторов – Харунхана Ремзи Озтюрка «Судьба серханов» (2000 г.), посвящённая этнической структуре чеченцев.

«… Древнейший из кавказских народов – чеченцы – принадлежат к кавказской расе. Более того, некоторые историки утверждают, что населяющая Кавказ белая раса является их продолжением.

Чеченцы делятся на 3 группы: чеченцы (нохчи), ингуши (галгай) и туши. В чеченской литературе часто встречается название «вайнах». Это самоназвание этих трёх ответвлений (наш народ).

По мнению языковедов, чеченский язык с точки зрения происхождения относится к иберо-кавказской языковой семье. Корни этого языка встречаются в письменных источниках таких восточных государств, как Мутанни (ХIV – ХI вв.до н.э.), Урарту (ХI – VI вв.до н.э.).

Говорится, что этническая структура чеченцев происходит от хурритов, проживавших в 111-11 вв. до н.э. в передней Азии и на Кавказе. В произведениях и письменах хурритов отражены как культура, так и прежние верования чеченцев. Чеченцы часто встречались в I в. до н.э. на юге Кавказа и в Месопотамии. В наиболее активном взаимодействии чеченские язык и культура находились с хеттской, этрусской, баскской и населявшими Кавказ другими цивилизациями.

Первое чеченское государство было построено в IV веке до н.э. на Северном Кавказе и носило название Дзурдзукетия. В III в. до н.э. принцесса Дзурдзукетии стала царицей Грузии.

Чеченцы принимали участие в создании государств Серир (V-IХ вв.), Алания (Х-ХI вв.), Симсим (ХIV в.) Первый алфавит чеченцы заимствовали из древней Месопотамии. В ХI в. чеченский алфавит был схож с грузинским. Позднее, в ХVIII в., в Чечении на передний план выходит алфавит «аджаб», схожий с арабским.

Найти памятники древней чеченской литературы сложно, поскольку русские в 1944 г. почти полностью уничтожили памятники чеченской письменности».

И возвращаясь уже в наше время, писатель продолжает:
« Ельцин сам возглавил противников Союза и советовал этот путь всем остальным. Не он ли кричал, стоя на танке, «Берите себе столько независимости, сколько можете проглотить?» Но когда Абхазы и Чеченцы, приняв сказанное всерьёз, переходят к действиям, развергается ад, и гражданское население убивают, без разбора на своих и чужих.

Запад, который восстал во время суда над лидером кровавой организации в Турции; европейские лидеры и организации, трясущиеся над этим психопатом, подобным Пол Поту, наблюдают геноцид в Чечне, сохраняя неимоверное безмолвие.

Этикетка «исламист», приклеенная чеченцам Москвой, с лёгкостью вызывает желаемый эффект. Более того, кажется, ещё немного, и станут благодарить Россию за то, что спасает их от этого бедствия, возникшего вблизи Европы. Так же, как во время первой войны «наградили» Россию, введя её в Евросовет. И как позже IMF поддержал Ельцина открытием широких возможностей кредитования.

И сегодня бесстыдно дают Москве советы: «Не слишком пережимайте». И то, с неохотой. Что это значит, не пережимать с геноцидом? Может быть, «убивайте так, чтобы не очень больно?» После которой сотни тысяч убитых наступает это «слишком»? Интересно, мог бы Запад смириться с бомбардировкой днём и ночью Диярбакыра (район компактного проживания курдов. Отмечено автором С.А.) ? В Турции о таком и подумать нельзя.

Но в столице Чечении, Грозном, в результате бомбардировок камня на камне не осталось. В нынешнюю же войну достаточно увидеть, в каком состоянии находится село Элистанжи. От этого горного селения, что на юго-востоке Чечни, почти ничего не осталось. Свежие могилы и всё ещё сопротивляющиеся смерти раненые. Самолёты, 7 октября подвергшие село бомбовому дождю, сравняли всё с землёй…»

Проблемами чеченской истории занимались и продолжают заниматься учёные многих стран мира, специализирующиеся в различных областях науки. Одной из них является профессор славянских языков и литературы Калифорнийского университета, Беркли, Джоанна Николс.

«Хотя я и не являюсь этнографом или историком, я попыталась свести воедино общую информацию о Чеченском народе и его языке для того, чтобы увеличить осведомлённость общественности об их ситуации и истории, и чтобы придать человеческое лицо этому народу великих достоинства, утончённости и мужества, который заплатил дорогую цену за своё сопротивление завоеванию и ассимиляции», — пишет она во вступительной части своей статьи «Кто такие чеченцы?».

«Чеченцы очевидно находились на или поблизости от их нынешней территории примерно 6000 лет, а возможно и намного больше; существует довольно беспрерывная археологическая продолжительность в течение последних 8 тысяч лет в центральном Дагестане, предполагающая, что нахо-дагестанская языковая семья является коренной.

Кавказские нагорья были относительно густо населены и процветали в античные времена. Начиная с позднего средневековья до 19 века фаза всемирного похолодания, известная, как Малый Ледниковый период, вызвала наступление ледников и укорочение cезонов, способствующих выращиванию урожая на альпийских нагорьях, ослабляя экономику нагорий, вызывая миграцию в долины и покидание высокогорных селений.

Этот период экономических трудностей совпал с завоеванием Россией Кавказа, которое длилось с конца 1500-х по середину 1800-х. Исходя из всей письменной истории и предыстории, Чеченский (да и Ингушский) народ никогда не предпринимал сражения иначе, как в целях самозащиты. Завоевание Кавказа Россией было трудным и кровавым, и Чеченцы и Ингуши, с их обширными территориями и контролем над ущельем, были главными мишенями и наиболее упорно защищались. Россия разрушала плоскостные селения и депортировала, высылала или вырезала гражданское население, вынуждая горные районы капитулировать.

Многочисленные беженцы мигрировали или были высланы в различные мусульманские страны среднего востока, и по сей день существует чеченское население в Иордании и Турции. С тех пор было множество чеченских восстаний против российской и советской власти, так же, как противостояние коллективизации, антирелигиозным кампаниям и русификации. В 1944 г.Чеченцы и Ингуши, вместе с Карачаевцами, Балкарцами, Крымскими Татарами и другими национальностями были в массовом порядке депортированы в Казахстан и Сибирь, потеряв, как минимум, четверть и, возможно, половину своей численности в пути.

Они были «реабилитированы» в 1956 г., а в 1957 г. им было позволено вернуться. Они потеряли землю, экономические ресурсы и гражданские права; с тех пор, как при советском, так и при пост-советском правительствах, они были объектами (официально или неофициально) дискриминации и подвергались публичному шельмованию. В последние годы Российские СМИ рисовали чеченскую нацию, как убийц и бандитов, ответственных за организованную преступность и уличное насилие в России.

В конце 1992 г. российские танки и войска, посланные на Северный Кавказ под предлогом миротворчества в этническом конфликте между ингушами и осетинами по поводу традиционно ингушских земель, политически приданных Северной Осетии после депортации 1944 г., насильственно удалили ингушское население из Северной Осетии и разрушили находящиеся там ингушские сёла; там было много смертей, и сообщается, что в Ингушетии сейчас находится до 60 000 беженцев, что составляет четверть всего ингушского населения.

Напоминая сегодняшнее вторжение в Чечню, уже за недели до начала акции Ингушей в региональных СМИ стали описывать (ложно), как вооружённых до зубов и готовящихся к крупномасштабной и организованной атаке на осетин. И российские военные очевидно предприняли этническую чистку по собственной, по крайней мере частично, инициативе. (Мои единственные источники информации для этого параграфа – это российские и западные репортажи. Хельсинки Вотч готовит доклад для публикации в 1995 г.) Нынешнее вторжение в Чечню принесло страдания всем жителям Чечни, включая Русских, но только Чеченцы стоят лицом к лицу с опасностью этнической чистки, полной экономической разрухи и потери языкового и культурного наследия.» …

«…Чеченская социальная структура и этническое самосознание зиждятся на принципах чести семьи и клана, уважении к старшим, гостеприимстве, формальных и полных достоинства отношениях между семьями и кланами, и вежливом и официальном публичном и личном поведении. Родство и клановая структура патриархальны, но женщины имеют полное социальное и профессиональное равенство, и перспективы финансовой независимости эквивалентны мужским. Учёные, писатели, художники и интеллектуалы в общем хорошо сведущи в культурах как исламского, так и европейского миров. И можно сказать, что в целом это общество расценивает оба эти наследия, как свои собственные, наряду с исконными северо-кавказской художественной и интеллектуальной традициями.

Социальная организация

До российского завоевания Чеченцы были независимым народом со своими собственными языком и территорией, но без формальной политической организации. Селения были автономны, как кланы. Селения имели обязательства по взаимозащите в периоды войн, и кланы имели отношения взаимной поддержки, объединявшие их в более крупные конфедерации кланов (которые в основном совпадали с диалектами). Каждый клан возглавлялся уважаемым старейшиной. Там не было социальных классов или различий в рангах кроме возраста, родства и заслуженной чести.»

Продолжение следует …….

Сацита Асуева

Chechenews.com

25.05.20.