«Более русификаторской в отношении Украины была советская политика»
Высокий Замок: Начнем, давайте, с самого важного. В каком измерении наиболее весомо формируется сейчас сплоченность украинского государства?
Олег Шаблий: Существует так называемая функциональная теория американского ученого Ричарда Гартшорна. В ней утверждается, что в каждом государстве борются между собой две силы — центробежная и противоположная ей —центростремительная. Государство функционирует лишь тогда, когда первая из них доминирует над второй. Поэтому главными в каждом государстве являются связующие факторы — факторы его целостности.
В русле стратегических целей формирования «сплоченного государства» важнейшей я считаю стратегию безопасности. Не буду объяснять почему. Но подчеркну, что безопасность — это не только военно-политическая, но и экономическая, социальная и экологическая. Да и все они тесно между собой связаны. В мирное время (а сейчас Украина — в навязанной ей войне с московским империализмом!) я бы на первое место поставил экологическую безопасность.
— Какую оценку по 12-бальной системе вы бы выставили президенту Украины Зеленскому за его деятельность в защиту безопасности государства?
— По 12-бальной шкале я бы не поставил положительной оценки. Даже некоторые из «позитивов», которые проявляются в последнее время, не имеют реального подтверждения или не приводят к реальным успешным результатам. Разве что продлить шкалу от нуля вправо, то есть со знаком «минус». Тогда бы моя оценка обозначалась числом «минус три». Об этом свидетельствует уменьшение оборонных статей в бюджете, преследование добровольцев и волонтеров, уступки наглой московской политике в Крыму и Донбассе, перманентные неудачи (это еще мягко!) во внешнеполитической деятельности.
— Какова цель Путина: включить Украину в РФ или вообще уничтожить Украину как государство?
— Цель Путина — уничтожить Украину как государство и присоединить ее территории вместе с населением к Московии. А позже — выселить украинцев за Урал, в Сибирь. Он (Путин — прим. ред.) постарается реализовать сталинско-жуковский стратегический план. Но теперь не те времена. Я знаю, что в близком будущем произойдет распад самой России: прежде всего из-за роста внутренних национально-религиозных противоречий и под ударами внешних сил — мусульманского фактора и китайской мощи.
— Почему украинская власть, по сути, провалила вакцинацию граждан Украины?
— Не хочу повторять тривиальную истину, что это произошло из-за «большого воровства» средств, выделенных на закупку средств вакцинации, что является просто преступлением. А также из-за лживой пропаганды о вредности вакцинации. Негативную позицию по вакцинации сыграли некоторые средства массовой информации. Не последнее место в этом провале занял украинский олигархат. Посмотрите, сколько десятков миллионов гривен (или долларов) выделил для нее пятый президент Украины Петр Порошенко, а сколько вложили в это дело другие толстосумы. Ответ будет понятен.
— Какая политика была больше русификаторской относительно Украины: царская или советская?
— Считаю, что более русификаторской в отношении Украины была советская политика. Царская политика была в начале (особенно после присоединения так называемого Правобережья с 1772 — 1795 годов и юга Украины) умеренной. Вспомним хотя бы влияние на нее религиозных ученых и государственных деятелей, таких как Ф. Прокопович, С. Яворский, К. Разумовский и другие, которые «создали империю». А также — в последний период существования Российской империи после революции 1905 — 1906 годов.
А советская ленинско-сталинско-троцкистская политика в отношении Украины была глубоко лицемерной и фальшивой. Кстати, Украина не ратифицировала договор о создании СССР. С провозглашением культурной революции было приложено много усилий для уничтожения украинской народной культуры (даже термин, якобы невинный, был брошен для зубоскальства — «шароварщина»), языка (введение в словарный запас так называемых русизмов), много слов украинского языка в словарях (особенно под редакцией П. Билодида, которого в Институте языкознания именовали «Белодед») называли «устаревшими» и т. д. и т. п. А массовый отстрел украинской элиты — писателей, ученых, государственных руководителей и тому подобное. Так погиб в ГУЛАГе основатель национальной географии выходец из Надсанья (город Перемышль) академик Степан Рудницкий, профессор Валентин Садовский, отбыл десятилетнее заключение наш земляк Владимир Геринович и многие другие. Голодомором-геноцидом уничтожено до восьми — десяти миллионов украинских крестьян, а на их место ввезено несколько миллионов жителей России. Таким образом, была осуществлена русификация украинских Донбасса и Поднепровья — путем миграционной политики. А жестокая расправа с украинцами Галиции, Лемковщины, Холмщины и Подляшья, Брестейщини и северной Черниговщины и южной Воронежчины или Кубани (последние шесть теперь в составе государств-соседей, где уничтожены почти все знаки нашего присутствия, охватывая даже кладбища и храмы!). Разные формы русификаторской политики — до и после Второй мировой войны.
— Чья поэзия вам ближе — Тычины или Бажана?
— Конечно, Павла Тычины, потому что я изучал поэзию Тычины с детства — еще в начальной школе. Она, я бы сказал, лиричнее, мягче, какая-то украшенная (цветами), более приятная на слух. Вспомним хотя бы детский стишок «А я в рощу ходила» или «Рощи шумят». Чувствуете, как много здесь аллитераций, ассоциаций, яркости и естественной чувствительности! Приведу короткое стихотворение (по памяти) Тычины «Рощи шумят»:
Рощи шумят — я слушаю.
Облачка бегут — любуюсь.
Любуюсь — удивляюсь,
Почему душе моей так весело.
О чем мечтает роща — над рекою.
Там неба край — как золото.
Как золото — поколото,
Горит — дрожит река,
как музыка.
Я этим не унижаю хрустальную и стальную (и еще что-то в этом роде) поэзию Николая Бажана:
Горячий Киев разметал кварталы,
Старый Чернигов зеленью почернел,
Дубы полтавские под снарядом упали
В клекоте, в угаре черных дней.
Где над полками солнце бунтовское,
Над танками погорят стога, —
Там битва проходит. Это Украина зовет,
Умри — а убей! Вперед, братья, вперед!
Запомнилась мне фраза Бажана «… и осенились ночи и дни // в меланхолической мгле // всюду грусть могучих / вороньем крякал…».
Конечно, здесь я не беру во внимание такие стихи, как «Партия ведет» или «Есть у нас могучие люди» Тычины, или квазипоэтическое произведение (по смыслу) — «Человек в серой военной шинели» Бажана. Понимаю, что эти, с позволения сказать, стихи, были вынужденными и ситуативными, как стихотворение Максима Рыльского «Из-за гор и из-за высоких…».
Существует большое недоверие между так называемыми «низами» и «верхами»
— Существует ли доверие к политике? Где, в какой стране?
— Думаю, что нет. Прежде всего, не доверяют одни политические организации другим. Например, на Украине левоцентричные партии из «пятой колонны» — «Оппозиционный блок — За жизнь» выливают инсинуации, ложь и грязь не так на партию «Слуга народа», как на «Европейскую солидарность». Существует большое недоверие между так называемыми «низами» и «верхами» общества. Верхи, как правило, борются за власть и ее содержание, часто при этом пользуются не правовыми средствами, а подкупом избирателей, покупкой их голосов с помощью взяток, подделками и тому подобное. Это недоверие значительно меньше в богатых странах Европы. Но последние выборы президента США показали, что в таком государстве оно существует в полной мере. Думаю, что недоверие даже нужно. Оно является средством активизации политической жизни государства. Лишь бы это не приводило к росту деструкции: экономической, социальной и экологической.
— Кто из украинских поэтов наиболее полно реализовал в своих произведениях душу украинского народа — Тарас Шевченко, Иван Франко или Леся Украинка?
— Прежде всего, что такое душа? Философские словари отвечают, что это нематериальная, духовная сущность живых существ, прежде всего человека. Она имеет много значений и пониманий. Возьмем для примера несколько поэтических произведений, образно отражающих душевное состояние человека. Прежде всего, текст государственного гимна Украины (вторая строфа):
«Душу и тело мы положим
За нашу свободу
И покажем, что мы братья
Казацкого рода».
Здесь духовное (душа) объединено с материальным. То есть и «душа», и «тело» вместе взяты, а не по отдельности — сами по себе. У Франко в «Вечном революционере» звучит фраза «дух, что тело рвет (сначала у поэта было слово «прет») к бою». Здесь душа (дух) является первичной основой в значении воли, сознания. Еще один пример: стихотворение Лебедевой «Соколы, соколы!», музыку к которому, написал композитор Винцковский (Ярославенко). Там есть такие слова: «В здоровом теле здоровая душа». Следовательно, и здесь душа и тело существуют и функционируют вместе.
Правда, большевистская цензура не признавала души как таковой, и где могла, там «душу» подменяла на «дух». В принципе, это тоже самое. Но слово душа имеет и религиозный смысл. И, очевидно, это было причиной того, что коммунистическая власть отвергала существование души.
Очевидно, душа может иметь свое бытие лишь в отдельных индивидах. А душа народа — это все-таки определенная абстракция. Или — это, то общее, главное, что присуще отдельным индивидам. В частности, членам национального организма. Наиболее полно душа находит свое проявление в поэзии и в мелодиях к ним — это в песнях. Говорят, что душа украинцев проявляется в народной песне. Или в песнях композиторов-профессионалов — таких, как Скорик, Ивасюк, Билозир и других.
Относительно корифеев среди украинских поэтов — Шевченко, Франко и Леси Украинки, то каждый из этих поэтов реализовал тему украинской души по-своему (каждый из них был гениальным). Так, Шевченко творил в эпоху романтизма, когда царила народническая парадигма в исторической науке и в поэзии (со времен Котляревского, а может, и раньше); Иван Франко — с конца девятнадцатого века до середины десятых годов двадцатого века — когда царила индустриальная эпоха с ее реалистической парадигмой. Оба они имели сельское происхождение, хотя Франко происходил из семьи ремесленника (кузнеца). Вспомните его стихи: «В долине село лежит, // Более селом туман дрожит, // А на холме на краю деревни // Стоит кузница немалая» (кстати, описано замечательные геотопосы: долина, деревня, холм, кузница. А с кузницей связана судьба людей («здесь куется ваша судьба» — как известие, что именно с промыслами и промышленностью связано будущее людей).
Наконец, Леся Украинка — выходец из интеллигентной семьи: отец — этнограф, мать — поэтесса, дядя — Михаил Драгоманов, ученый и общественный деятель. Понятно, что ей удалось глубже всего отразить душу интеллигентского слоя и служащих украинского общества. Временами Леся Украинка поэтически проникала в душу мифологических существ, в частности Мавки, как это имеет место в драме-феерии «Лесная песня». Правда, Мавка наделена всеми чертами человеческих существ. А герой драмы «Каменный хозяин» — это рыцарь из высоких слоев общества с европейской боевой выучкой.
— Что выше по напряжению ее реализации: свобода политическая или свобода внутренняя конкретного общественного деятеля?
— Думаю, что по напряжению выше внутренняя свобода общественного деятеля. Ибо она разнообразнее и реализуется как многовариантная. Политическая свобода более регламентирована и этим сужена для реализации. Хотя…
— Какие моменты весомее: творческого самоутверждения или политической реализации событий?
— Считаю, что мгновения творческого самоутверждения весомее, чем реализация политических событий. Связано это с тем, что творческое самоутверждение бывает подготовлено долговременными соображениями. Возможны и мгновенные самоутверждения, какая-то идея внезапно появляется в сознании ученого, проектировщика, художника. Порой приходится отказываться от этой внезапности. Тогда, когда появляются новые факты в научном творчестве. В философии это получило название верификации (проверки на истинность) или фальсификации идеи (появления факторов, которые ее обесценивают или трактуют ее неистинность).
— Кто убедительнее формирует национальное сознание — писатель или учитель?
— Трудно однозначно ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Национальное сознание — это сложное явление. За писателем стоит художественное произведение, за учителем — ежедневный кропотливый труд, который охватывает изучение художественных произведений писателей. Но не только он. Более того, писатель в своих произведениях может нередко отражать этот труд. Следовательно, они работают в одном направлении.
Я помню, как на нас — студентов университета, действовали стихи Дмитрия Павлычко во второй половине пятидесятых годов прошлого века. Из книги «Правда зовет», такие как: «Ты отрекся от языка родного», «Когда умер кровавый Торквемада», «Я так как вижу космонавта» или вне этой книги: «О, гениальный Александр». Так влияет на сознание молодежи последний из опубликованных в фейсбуке стихов «К Нине Матвиенко». Она своего сына отдала в монахи в УПЦ Московского патриархата.
— Макрон или Меркель в определенной степени пытались убедить Зеленского идти навстречу некоторым требованиям Путина?
— Конечно, пытались. Каждый — сам по себе, исходя из своих государственных интересов. Меркель, чтобы не отказаться от строительства газопровода из России «Северный поток — 2» (известно, что реализация проекта полностью перечеркнет значение украинских газопроводов, направленных в Европу). А Макрон мог бы продать России военные корабли «Мистраль», от чего бы французская казна пополнилась примерно на один миллиард долларов. Да и исторически «дружеские» отношения Франции с Россией существенно улучшились бы.
«Люди верят в того Бога, которого знают»
— Готовы ли США воевать за Украину с Россией?
— Не готовы. Потому что война может перерасти в термоядерную. Кроме того, втягиваться США в эту войну означает существенно усилить главного американского конкурента — Китай. А если Китай еще объединится (конечно, временно) с Россией, то американцам будет тяжело. Поэтому Джо Байден, как и другие американские президенты, не спешит кардинально помогать Украине в войне с Россией. Помогает кредитами, многомиллионными займами (или миллиардными) или нелетальным оружием. Лучшим в наше время было бы предоставить Украине ПДЧ по НАТО, перевести ее на особое партнерство, как Южную Корею или некоторые страны, не имеющие членства в НАТО в Европе.
— Евгений Чикаленко в 1906 году высказался убедительно: «Я же не могу себе представить теперь Украину без газеты». А вы — сейчас?
— И я сейчас тоже. Особенно без такой, как ежедневная газета «День». Молодежь черпает теперь информацию и знания из фейсбука, инстаграмма, вайбера и других платформ. Во всех них много хлама или просто фейков, самовосхваления авторов, пустословия, ругательств (кроме лайков!).
— Многие из украинских публицистов, таких как Остап Дроздов, считают: «Мы восточный бастион западной безопасности. Мы — часть коллективной безопасности мира…»
— Начну с конца: Украина является частью коллективной безопасности мира. А в мире центром агрессии и опасности были и есть Россия или Советский Союз до 1991 года. Вспомним Коммунистический интернационал, который был формально распущен с разрешения Сталина в 1943 году. До этой даты он провозглашал перманентную мировую пролетарскую революцию. В русле этой доктрины СССР помогал коммунистическим партиям деньгами, оружием, кадрами, особенно европейским (Италия, Франция, Германия). Все попытки осуществить такие, с позволения сказать, революции потерпели поражение, а их лидеры либо были уничтожены (в том числе и в СССР) или пропали без следа.
После Второй мировой войны наступила эпоха коммунистического терроризма в постколониальных государствах Африки и Азии. Кто стимулировал эти процессы? Понятно, что СССР. А теперь уже после распада так называемого Союза ССР эту функцию взяла на себя Россия. В частности, в сопредельных с ней государствах — Грузии, Молдавии, Украине, Азербайджане. Итак, мы автоматически стали частью мировой коллективной безопасности. Чтобы усилить эту функцию, нам необходимо срочно войти в систему НАТО. При этом мы станем автоматически восточным бастионом западной безопасности.
— Петр Порошенко восьмого апреля констатировал: «Власть бросила людей на произвол судьбы. А вакцинирование надо всем и немедленно». Как вы считаете, почему действующая власть в этом плане была длительное время бездействующей?
— Власть не просто бросила людей на произвол судьбы. Вакцинация — это процесс, начиная с закупки (производства) вакцины и заканчивая ее использованием по назначению, организации медицинской инфраструктуры и особенно подготовки врачей и обслуживающего персонала, которые лежат на совести (если таковая существует) власти. В этой сфере уже действует криминал. Замена одного министра медицины на другого — вроде бы лучшего — не меняет ничего по существу.
— Прав ли Виталий Портников, который недавно сказал: «Мы имеем аморального избирателя в аморальном государстве?»
— Да, прав. Государство не морально в том, что большая часть его населения имеет постсовковую психологию, верит в доброго царя (президента), живет по принципу «не украдешь — не будешь иметь» и т. д. и т. п. А главное — в нем накопилось много украинофобов, «работают» антиукраинские партии и политические деятели. Разве такие аморальные граждане могут создать «моральное государство»?
— Для чего мы, люди, появляемся на этом свете?
— Для чего? Этот вопрос для меня сложен. Но попробую дать свою версию ответа. Есть несколько гипотез появления человечества и человека вообще. Первая — креативная: человека — Адама и Еву создал Бог и поселил их в Раю. Но дьявол соблазнил их, они согрешили. За это «милосердный» прогнал их из Рая, сказав: «Идите в мир, тяжело работайте (об интеллектуальном труде еще не было речи — О. Ш.) и размножайтесь». Другими словами, Бог направил людей в мир широкий, чтобы там совместить тяжелый труд и наслаждение от семейной жизни. Так оно и осуществилось, став одновременно целью существования человека — продолжение его рода.
Вторая гипотеза (или даже — теория) — эволюционная: появление человека — это результат саморазвития живой природы от низших форм существования к высшим. Генетически человек стоит на высшей ступени развития биосферы, которая переходит в ноосферу (сферу разума — по В. Вернадскому). Это, очевидно, «конечная цель» развития человечества, если человек является органическим сочетанием материального (тело) и духовного (психологического). Но у человека глубоко «сидят» гены от древних существ (в том числе и крокодилов — гнев, ярость, мясоедство).
Существует еще третья гипотеза появления человечества на Земле: оно (человечество) прибыло на Землю из других миров. Думаю, что это теоретически слабая гипотеза, ибо телесно и даже духовно человек является стопроцентно земным (см. статью философа Э. Канта о земности человека).
Итак, отвечая без каламбура на ваш вопрос, могу утверждать: мы — люди — появились в этом мире, чтобы жить. Недаром еще латиняне закрепили эту истину в известной сентенции: «век живи — век учись». Обучение — это не только труд, но и сама жизнь.
— Блаженнейший Святослав сказал: «Люди хотят знать того Бога, в которого они верят и ищут ответы на очень конкретные вопросы». Что он имел в виду?
— Но люди в то же время верят в того Бога, которого знают. Я начал верить в единого Бога, творца неба и земли, когда узнавал его через молитву, изучал в школе «Катехизис» (где-то со второго класса во время войны), исповедовался и причащался примерно с 1942 года.
— Как часто приходит к вам вдохновение?
— Нечасто. Вдохновение — это своеобразное состояние нирваны — высшего блаженства, ощущение подъема духовных и физических сил, организованности, когда сами эти духовные (и даже физические) силы совокупно (и синергетически!) без напряжения приводят к прояснению многих истин, которые при обычном психическом состоянии находятся вне сознания человека.
— Какую книгу в этом месяце прочитали? Что взяли из нее?
— Не поверите, но это не была художественная книга, а глубоко научная (я читал ее в машинописи). Меня попросил автор книги, профессор, проректор Львовского торгово-экономического университета Степан Гелей написать на нее своеобразную статью-рецензию. Сейчас книга уже вышла в свет. Называется она «Роман Зубик: ученый и гражданин». Состоит из четырехсот страниц.
Итак, два дня Пасхальных праздников (воскресенье и понедельник) я читал книгу, во вторник (на третий день праздников) — отдыхал, а в среду писал статью «Фундаментальная монография о Романе Зубике — ученом и гражданине». Не забывал я и о праздниках.
Добавлю. Роман Зубик — ученый-историк, статистик, экономист-географ, действительный член НТШ, был расстрелян в 1941 г. большевистским режимом за то, что 14 января 1940 года единственный отказался голосовать за ликвидацию этой некоронованной украинской всемирной Академии наук.
Книга профессора Гелея является подлинно фундаментальной монографией о жизни и научном труде этого ученого. С докладом о нем я выступил 21 мая 2021 года на научной конференции, приуроченной к восьмидесятилетию профессора Степана Дмитриевича Гелея.
— Какая жизнь человека более настоящая — в детстве или во взрослом возрасте?
— Думаю, что и в детстве, и во взрослом возрасте жизнь человека является настоящей. Но осознание ценности жизни, ее смысла, приводится к подлинности все-таки во взрослой жизни. Взрослая жизнь человека более многогранна, здесь яснее проступает цель жизни — получить знания, профессию, родить и воспитать детей, увидеть мир и найти себя в этом мире. Одним словом, взрослая жизнь богаче.
— Кто кого больше ненавидит: время — нас, или мы — время?
— Это образный вопрос, потому что мы субъективизируем время в жизни и в знании. При этом возникает вопрос: о каком типе времени идет речь? Человечество пережило (и до известной степени переживает) следующие типы времени: циклический, линейный и мозаичный. Циклическое время характерно для аграрного общества. В частности, здесь реализуется (и воспринимается) сезонное деление года соответствующими фазами (периодами) — выращивание сельскохозяйственных культур — весна, лето, осень, зима. По этим фазам даже работает учебный процесс.
Второй тип времени — линейный, свойственный для индустриального общества. Здесь сезонность мало выражена, а если и проявляется, то для производства и сферы услуг, связанных с аграрной сферой.
Наконец, третий тип — это мозаичное время — характерное для постиндустриального общества, где человек вписан в деятельность, особенно в широко трактуемой сферы услуг. Например, у меня, как педагога высшей школы и в то же время ученого, время «рвется» в течение суток: чтение лекций, семинарские занятия со студентами, заседания кафедры, деканата, ученых советов факультета или университета, отчеты о научной работе — о своей и кафедральной, консультации аспирантов и студентов.
Мне, например, всегда не хватает времени, хоть я выдерживаю высокие темпы труда. За шестьдесят шесть лет учебы и работы во Львовском университете имени И. Франко я написал более восьмисот научных и научно-публицистических произведений-статей и около шестидесяти монографий, учебников и атласов, в том числе фундаментальных, среди последних «Львов. Комплексный атлас» (2012 год). Ввел в географию примерно сотню идей, гипотез, определений, понятий, концептов и других. Обосновал несколько закономерностей и концепций. У меня нет смысла ненавидеть время: оно как бы было ко мне снисходительным и насыщенным событиями.
«Каждый солидный писатель и поэт принадлежит и своему народу, и миру»
— Часто ли вспоминаете о той местности, в которой находились еще в детстве?
— Вспоминаю часто. Хоть я вышел из села (возле Тернополя), но село не полностью вышло из меня. И, слава Богу. В деревне я познал корни своего народа. Почерпнул азы и фундаменты народной культуры. А в городах — Бережанах и во Львове я широко врос в свою профессию и профессиональную культуру — музыкальную и изобразительного искусства. Я художник (имею серию пейзажей, портретов, плакатов и дружеских шаржей, иногда и карикатур) и музыкант (играю на многих струнных и клавишных инструментах: выступал в симфоническом оркестре университета и в ансамбле «Черемош»).
— Пришлось ли вам подниматься на Говерлу? Может — не на гору, а на какую-то другую более весомую высоту?
— Да, я несколько раз поднимался на Говерлу в украинских Карпатах. Но здесь речь идет и о какой-то другой высоте, на которую я также поднимался. И это высота — главным образом духовная. Я прошел социальный лифт поднялся на вершину научной географической сферы. Среди общественных географов Украины я занимаю по количеству цитирований (более ста семидесяти) первое-второе места вместе с профессором из Одессы А. Топчиевым. Мне присвоена Международная премия имени Ивана Франко — второму на Украине (первым в 2016 году был Кардинал Любомир Гузар). Ничего большего я себе не желаю.
— Легко ли вам с самим собой?
— Легко. Я психически не зациклен на себе. Быстро забываю обиды недругов и завистников. Не прячу камней за пазухой. Не злопамятный. Радушно делюсь знаниями и советами. Имею многих друзей, как в университете, так и вне его стен. Поддерживаю связи с близкими и также с отдаленными родственниками (даже в третьем-четвертом поколениях) в окрестностях моей родной деревни.
— Что такое правда и откуда взялась кривда?
— Правда — это истина, а кривда — это зло, которое связано с нанесением определенным индивидумом другому человеку психической и (или) физической травмы или вреда. Порой под личиной правды скрывается постправда или, как теперь говорят, фейки. В частности, в средствах массовой информации. Особенно постправда и фейки распространены в российских СМИ в отношении Украины. Великим мастером постправды является российское агентство «Раша Тудей».
Михаил Стельмах создал роман «Правда и кривда», в котором отражено в ключе антагонистических противоречий жизнь послевоенного села, где добро (правда) побеждает зло (кривду).
— Иван Дзюба считает: «Шевченко принадлежит не только Украине — а всему человечеству, хоть каждое его слово об Украине». Прав Иван Михайлович?
— Иван Дзюба прав. Каждый солидный писатель и поэт принадлежит и своему народу, и миру. Тем более, такие гении, как Тарас Шевченко. Потому что он отразил в поэтической форме сокровенные мечты, прежде всего украинцев, как нации, и чаяния человечества в его стремлении к добру, красоте и счастью. Поэтому в мире так много нашем гению памятников, поэтому так много знают о творчестве Т. Шевченко в мире, поэтому такими популярными стали его слова: «Боритесь — поборете», «Ну что бы, казалось, слова… // Слова и голос — больше ничего. // А сердце бьется, оживает, как их услышит!.. // Знать, от Бога // И голос тот, и те слова».
— Как сейчас обстоят дела с привлечением иностранных инвестиций в экономику Украины?
— Дела с привлечением в Украину иностранных капиталов плохи. Здесь недоразвиты правовые основы этого привлечения. Также местные олигархи не выдерживают конкуренции с передовыми технологиями, которые привносит на Украину иностранный капитал. И они делают все, чтобы не допустить его на Украину. Преградой является и высокий уровень коррупции среди разрешительных факторов. Если этот капитал и поступает на Украину, то он в скрытой форме идет от тех же олигархов, что имеют средства в оффшорных зонах, прежде всего на Кипре и Виргинских островах. Существуют региональные особенности восприятия иностранных капиталов. Например, в Галиции оседают преимущественно польские, немецкие и нидерландские капиталы. Капитализируют здесь свои евро и заробитчане из Италии, Испании, Греции и других стран.
— Каким вы видите сотрудничество США и ЕС?
— Между США и ЕС существуют и будут существовать различные виды сотрудничества, начиная с военно-стратегического (вхождения в НАТО) и заканчивая решением проблем освоения ближнего и удаленного космоса. Правда, космическое сотрудничество в большой степени совпадает с взаимоотношениями в военно-стратегической сфере. Перспективной интеграцией (вместе с разделом) является труд в области изучения и освоения Мирового океана и в улучшении глобальных климатических условий.
— Чувствуете, что у вас есть достаточно интеллектуальной энергии?
— Чувствую. За последние пять лет я подготовил и издал четыре книги из пятитомника «общественная география», книгу моих художественных трудов «в поисках красоты», более пятидесяти статей и тезисов докладов. Готовлю сейчас пятый том с подзаголовком «На рычагах судьбы». В планах на ближайшее время (два-три года) подготовить и издать «геополитически-военный атлас Украины» (концепция атласа уже создана и одобрена, как и его измельченная структура из примерно двести пятидесяти карт и картосхем).
— В сорока пяти странах мира — тысяча сто шестьдесят семь памятников Шевченко, в том числе девяносто девять — в сорока четырех иностранных государствах, а тысяча шестьдесят восемь — на Украине. Если говорить о писателях, это — рекорд?
— Это рекорд, но его можно улучшить. Получается, что еще примерно сто пятьдесят стран мира не имеют таких памятников. Думаю, что украинцы в этих странах (а нашего цвета — по всему миру) постараются в возведении бюстов нашему гению.
— Георгий Филипчук вполне оправданно констатирует: «Мы издаем полкниги на одного человека, а наши соседи по Центральной Европе — по десять-двенадцать книг, то есть в двадцать-двадцать пять раз больше». Почему мы так отстали?
— Мы отстали в сфере издания книг в расчете на одного человека по сравнению с соседними странами в Центральной Европе потому, что, во-первых, у нас нет основательной традиции и культуры чтения (да и издания) книг, особенно художественной литературы. Во-вторых, колониальные режимы (польский и особенно русский) уничтожали издание книг на украинском языке; в-третьих, к среднеевропейскому показателю не поднялась полиграфическая база книгопечатания; в-четвертых, издательские процессы книгоиздания еще и теперь разделены по этапам на собственное издательство, печатание книг, торговлю книжной продукцией. И еще можно назвать несколько моментов, сдерживающих процесс от производителя книг до их потребителя.
Я напечатал почти шестьдесят собственных книг и в соавторстве примерно в десяти издательствах Украины, начиная со Львова и заканчивая Киевом. Книги обходятся для издательства, особенно теперь, очень дорого. Поэтому покупатель задумывается, покупать ли дорогую книгу, или подождать пока она подешевеет. Торговля книгами является, возможно, самым слабым местом в издательстве книг на Украине.
— Спасибо за обстоятельную беседу.
Chechenews.com
14.08.21.