«После визита десяти французских парламентариев в Крым в памяти всплывает одна фотография: улыбающийся французский сенатор Ив Поццо ди Борго в футболке с Путиным и унылым Обамой и надписью на русском языке «Обама ты чмо», — пишет обозреватель немецкой Frankfurter Allgemeine Фридрих Шмидт. Столь «необычный сувенир» гость купил, по информации прокремлевского телеканала Lifenews, во время променада по набережной в Крыму.
Визит, с точки зрения Москвы, прошел крайне успешно: парламентарии, как заявили в российских СМИ, получили массу позитивных впечатлений и отметили, что ситуация в Крыму совершенно не соответствует тому, как ее представляют на Западе. Депутаты, в частности, были удивлены, что почти не видели в Крыму солдат. Один из них по возвращении во Францию даже заявил, что люди в Крыму абсолютно счастливы, а сам Крым очень похож на юг Франции. Впоследствии депутат российской Госдумы Леонид Слуцкий поблагодарил французов за то, что миф об агрессивной России разрушается и Европа узнает «правду», говорится в статье.
«Между тем российская газета «Ведомости», освещая этот визит, колко намекнула на советскую традицию использовать гостей с Запада для внутренних целей», — продолжает журналист. Еще Ленину приписывался термин «полезные идиоты» — так называли некоторых интеллектуалов с Запада, восторженно поддерживавших советскую власть в начале 1920-х. Сегодня московские организаторы «тоже хорошо знают, как использовать иностранных гостей: внутри страны — чтобы показать россиянам, что они не изолированы, а за границей — чтобы представить Россию как альтернативу Западу», пишет Шмидт.
При выборе союзников приходится быть гибкими — они не всегда такие образцовые, как французские парламентарии, большая часть которых представляла республиканцев Николя Саркози, что придавало им шарм политического мейнстрима, пишет автор, напоминая еще о «до сих пор котирующемся в России» экс-канцлере Германии Герхарде Шредере.
Но по большей части Москве в последнее время приходится сотрудничать с правоэкстремистами вроде греческой «Золотой зари», венгерской партии «За лучшую Венгрию», Австрийской партии свободы и французского «Национального фронта». О подобных контактах даже российской публике рассказывают не всегда, замечает автор: «к примеру, о прошедшем в Санкт-Петербурге форуме неонацистов из государств Евросоюза гостелевидение не сказало ни слова».