В выходные, на минувшей неделе в СМИ появилась информация о созыве Ираном в понедельник 23 октября в Тегеране экстренной встречи глав МИД шести государств – Азербайджана, Армении, Грузии, Ирана, Турции и РФ. Тема встречи не разглашалась.
В итоге выяснилось, причина её – Франция и инициатор не Тегеран, а Москва. Серия заявлений армянской делегации во главе с депутатом Андраником Качаряном, находившейся в Париже, и его французских визави, включая министра обороны Себастьяна Лекорню, вызвала зубовный скрежет в Москве.
Если добавить к этому регулярные заявления Пашиняна и членов его правительства о том, что Москва использовала и бросила Армению, то естественно, что в Кремле не первый месяц пугают себя картинками входа французской армии в Ереван и Гюмри. Заодно и картинкой выхода Армении из ОДКБ, так как члену этого блока Франция новое оружие вряд ли продаст, – такое не одобрят в НАТО.
Как Франция доставит в Армению системы ПВО – большая загадка, так как Турция и Азербайджан через свою территорию их не пропустят. Остаются подсанкционный Иран и Грузия с правящей в ней пророссийской “Мечтой”. Вероятность провоза через них низкая, но несмотря на это в Кремле настолько встревожились, что попросили МИД Ирана срочно собрать в Тегеране совещание пяти кавказских государств и РФ.
Сам факт обращения Москвы к Тегерану с этой просьбой очень интересный показатель потери ею авторитета и влияния на Кавказе. Но принимая такое решение в Кремле вряд ли догадывались, насколько оно станет фатальным для него.
Если Москва отключит Армении свет и газ, то не только армяне всего мира начнут кричать о геноциде, который устроила РФ. Шум будет такой, что все забудут не то что об Украине и Сирии, но даже о войне джихадистов из Газы с Израилем.
Москва ещё может запретить продажу в РФ коньяка из Армении, но уже не может отключить ей свет и газ. В результате Москва не только не смогла накричать на Ереван, но и устроить в Сочи очередную безрезультатную встречу Пашиняна с Алиевым, притом, что пыталась. На эту попытку указывает интервью Андраника Качаряна российской радиостанции “Спутник” в Париже.
Между Москвой и Ереваном явно бродит призрак дипломатического кризиса. В свою очередь у Алиева тоже не было никакого интереса ехать в Сочи. Он съездил 13 октября в Бишкек на саммит СНГ, при том, что Азербайджан не член этой организации.
В итоге Москве пришлось отказаться от встречи на троих в Сочи и просить Тегеран организовать встречу “3 + 3”, на которую могли приехать все.
Но Грузия в последний момент передумала и глава её МИД не прилетел в Тегеран. В “Мечте” логично решили, что ехать в Тегеран обсуждать с РФ армяно-азербайджанские отношения, когда войска РФ оккупируют Грузию, – это резать свой рейтинг перед выборами.
В Иране охотно откликнулись на предложение Москвы, так как Тегеран уже 40 лет как не то место, где проходят международные встречи. Открыл её и председательствовал на ней президент Ирана Ибрахим Раиси.
Он заявил, что Иран готов помочь Азербайджану и Армении подписать мирный договор. Но при условии, что в этом не будет участвовать Франция и далее последовали обычные нарративы Тегерана о том, что США и Запад в целом только разрушают мир и стабильность везде.
До рассуждений о преимуществах шиитской версии ислама над всем, что придумало человечество, всё-таки не дошло. По сути Раиси озвучил ту повестку, с которой прилетел в Тегеран лавров. Тем самым лавров оказался пятым лишним на встрече и, возможно, уже тогда начал догадываться о фатальной ошибке, допущенной Кремлём. Иран сделал всё, как просил Кремль, но стал перетягивать одеяло на себя.
Де-факто Раиси предложил Азербайджану и Армении подписать мирный договор не в Брюсселе или в Москве, а в Тегеране. С этим сразу согласился глава МИД Азербайджана, где идёт активная антифранцузская кампания из-за поддержки Парижем Армении. Он заявил, что в переговорах должны участвовать только государства региона.
Главы МИД Армении и Турции попросили время, чтобы обдумать это предложение. В результате лавров стал не только неприятен, но и неинтересен всем участникам совещания, так как оказалось, что с ним не о чем говорить. За него всё сказал Раиси, а Москва также далека от Кавказа, как и Париж и гораздо больше, чем тот подпадает под иранские нарративы.
Лавров после предложения Раиси уже не мог навязывать на встрече Москву или Сочи как место подписания договора.
По сути возник вопрос, а что он здесь делает и зачем нам эта Москва, оккупирующая Северный Кавказ. Тем самым лавров из просто унылой лошади превратился в опущенную унылую лошадь, с которой никто не хотел говорить. Лавров это понял и на брифинге для прессы РФ вечером 23 октября старался съехать на сектор Газа, вместо того, чтобы поведать о грандиозных успехах своей дипломатии в Тегеране.
Если до 23 октября Кремль прикладывал огромные усилия, чтобы Азербайджан и Армения подписали договор в Москве, а не в Брюсселе, то с 23 октября в качестве места подписания возник ещё и Тегеран. При чём возник стараниями самого Кремля и отыграть назад уже нельзя.
В Тегеране слишком вошли во вкус, а ругаться с ним Москве совсем не с руки. Пашинян как в воду глядел, когда говорил, что РФ уходит с Кавказа, а Качарян был прав, когда сказал, что Армения лишь временно не бойкотирует российские переговорные площадки. Может показаться, какая разница, где Азербайджан и Армения подпишут договор – в Брюсселе, Москве или Тегеране. Но разница есть.
Это не только вопрос престижа, но и так сказать после договорного обслуживания. Государство, где его подпишут станет гарантом его соблюдения, а в данном случае это имеет несколько важных аспектов.
Прежде всего, делимитация границы и открытие дороги из Баку в Нахичевань. Не удивительно, что на встрече в Тегеране все, кроме лаврова, активно обсуждали разные её вариант, несмотря на то, что договора о мире ещё нет.
Похоже, в Ереване готовы к самым экзотичным и широким вариантам, если вспомнить его предложение Нью-Дели о дороге из Индии в Армению. Пашинян в Европарламенте 17 октября назвал это “Перекрёсток мира”, держа в уме, что это будет “Мировой перекрёсток”.
В условиях, когда все дороги идут в обход РФ, то может выйти и что-то большее, чем просто шоссе Баку – Нахичевань. Москва на этом перекрёстке такая же лишняя, как лавров в Тегеране. Поэтому она ещё до встречи стала шантажировать Баку и Ереван тем, что только у неё есть исходные и точные карты границ между бывшими провинциями СССР.
Вариант с Тегераном как местом подписания договора, похоже, кроме Баку готовы поддержать в Анкаре и Брюсселе. На это указывает заявление 25 октября представителя ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаара о том, что Алиев попросил пока отложить встречу с Пашиняном в Брюсселе. Очевидно сейчас все изучают разные комбинации, возникшие из предложения Раиси.
До Кремля к середине недели дошло, какую фатальную ошибку он допустил, когда обратился к Ирану с просьбой устроить встречу “3 + 3”. Похоже, “чекисты” когда-нибудь сами пристрелят лаврова как загнанную лошадь – слишком много знает, а “Вашингтон пост” напишет – это сделали спецслужбы Украины, несмотря на возражения ЦРУ, которое хотело сначала допросить его.
“Вашингтон пост” продолжает троллить Кремль и поместила интервью с Пашиняном, где тот заявил: военные базы РФ в Армении излишни. В Кремле запаниковали и назначили следствие, чтобы выяснить, газета опять троллит его или Пашинян действительно сказал такое. Возбудилась также Госдума и стала обсуждать проект запрета водителям с правами, выданными в Армении, ездить по дорогам РФ.
Госдума мотивирует этот тем, что армяне отказались признать особый статус российского языка в своей стране, чего РФ требовала в Бишкеке от всех членов СНГ.
Мелочная подлость, к которой она прибегла, так как не может отключить Армении газ, иначе Тегеран переориентирует Хезболлу и ХАМАС с Израиля на удары по РФ, чтобы не портила ему игру, в которую сама втянула.
Chechenews.com
02.11.23.