Вониг лоьхург вочух вер вац —
Ищущему зло, не избежать зла.
Чеченская пословица
Мое детство прошло в г. Фрунзе (ныне Бишкек) Кыргызстана, где мама, отец и его братья, сестры наравне с другими представителями народов-арестантов влачили тяжкое бремя депортации. Однако в то время осознания этой трагедии у меня не было и в помине, ибо был еще мал.
Излюбленным местом в городе был бульвар Дзержинского (ныне Эркиндик). Здесь шастал со сверстниками, сбежав с уроков, смотрел с верхушек деревьев фильмы в летнем кинотеатре («Тарзан», «Великолепная семерка» и другие), удирал от ментов, перепрыгивая с дерева на дерева. И мы – киргизы, уйгуры, дунгане, казахи и я — ингуш, порядочно умыкнули арбузов и прочего фруктово-ягодного добра с базарчиков, на улочках прилегающих к бульвару. Либо просто бродил по нему в одиночестве, спасаясь от палящей жары, валялся в тени, мечтая о том о сем…
Тогда же здесь жил и Махмуд Эсамбаев, который, говорят, любил прохаживаться под развесистым зеленым покрывалом бульвара, вызывая неподдельное восхищение прохожих. Оно было вполне оправдано – Махмуд с 1946 по 1956 годы был ведущим солистом Киргизского театра оперы и балета, который блистательно исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица». Махмуда поныне чтят здесь как одного из основателей киргизского балета.
Представить себе степень его талантливости можно из слов великой балерины Галины Улановой: «Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет. Он по существу так пластичен, так музыкален и так выразителен… что все, что он исполняет, никто другой не смог бы…»
Помимо искрометно самобытного таланта, Махмуд притягивал к себе добротой, обаянием и не лубочной, но мужественной красотой. На него никак невозможно было не обратить внимание и не восхититься. Когда в 1958 году Махмуд был на гастролях в Париже, местные газеты писали о нем как о эталоне мужчины: талия – 47 см, рост – 1,82 м и вес – (!) 65 кг. Кстати, на Западе его величали «господин Мамудо».
Знал ли я тогда Махмуда? Не видел, не встречался, но и в Кыргыстане, и позже на Кавказе слышал такую молву. Однажды он – чеченец с орлиным носом и «осиной» талией, высокий да еще и в высокой каракулевой шапке прогуливался по бульвару. Задиристому хамью — двум великовозрастным оболтусам, шлявшимся здесь, взбрело в голову покуражиться над Махмудом. Один из них, уставясь на него в упор мутным взглядом, брякнул: «Глянь-ка, на выпендрёж этой обезьяны… Только с дерева слезла, а уж мигом принарядилась…» Махмуд потребовал извинений, но тот, ехидно ухмыляясь, сплюнул ему под ноги и процедил сквозь зубы: «Ты послушай-ка, она и разговаривать умеет!..»
Реакция Махмуда была молниеносной: он, не вступая в недостойную словесную перепалку, высоко задрал левую ногу, приложил ее к уху хама, а правой рукой влепил оглушительную затрещину. Тот не упал, а медленно осел на землю, его подельник же бросился вон… И зачем Махмуд приставил к уху забияки ногу? По-видимому, в целях соблюдения «техники безопасности нанесения пощечин»: без такого «сдерживающего фактора» их получатель, наверняка, ударился бы головой о дерево или асфальт…
Возможно, кому-то покажется: «Ах, какое бескультурье!.. Блистательный танцор, раздающий пощечины!..» Но я не приемлю сей псевдо интеллигентский вздор и посему заявляю: «Ай, да Махмуд! Ай, да разудалый молодец!..» Ведь он совершил мужской поступок, единственно допустимый при подобном оскорблении. Или кто-нибудь может представить себе великого танцора, удирающего от хулиганья с истошными воплями: «Милиция… милиция!.. Спасите!.. Помогите!..»
Пощечина Махмуда — это великолепная иллюстрация к грузинской пословице, измененной мной лишь в местоимениях: «Твой болтливый язык дал тебе пощечину». Получилось, знаете ли, своеобразное разделение труда: грузинский народ выработал ее теоретическую часть, а чеченский – в лице Эсамбаева, опытно экспериментальным путем доказал ее истинность на практике. Поступить по-другому он, как кавказец, никак не мог: ведь ему ж невтерпёж было поступком, а не пустозвонством выразить грузинам благодарность за их народную мудрость.
Много лет пролегло от той пощечины до моей встречи с Махмудом в парламенте Советского Союза последнего созыва (1989 – 1991 гг.). Не раз по приглашению Махмуда бывал у него гостях в его московской квартире. Он подолгу рассказывал мне о своей артистической карьере, гастролях, о постоянном чувстве голода из-за необходимости блюсти «боевую» форму, показывал награды и дары, полученные им в СССР и других странах мира.
Махмуду Эсамбаеву — артисту балета, эстрадному танцору – непревзойденному исполнителю танцев народов мира, хореографу и актеру, было много что рассказать и показать. В 60 – 80-е годы прошлого века не только в СССР, но и в мире не было более знаменитого, чем он, не только чеченца, но даже и северокавказца, представлявшего собой культурное достояние мирового уровня.
Наверное, поэтому на фоне этой лавины впечатлений, эмоций и фактов, которые обрушил на меня Махмуд, вопрос о пощечине так и не всплыл в моей памяти. Однако незадолго до завершения своего жизненного пути он совершил поступок, по сравнению с которым бишкекская затрещина была лишь хиленьким цветочком. Этот поступок является несокрушимым доводом в пользу того факта, что случай с оплеухой – это не вымысел, а быль…
В 1995 г., когда шла первая российско-чеченская война, Махмуд, находясь лишь «в двух шагах» от Кремля, влепил увесистую политическую пощечину ее поджигателям и организаторам. На фуршете после одного из представлений в Большом театре, где присутствовало множество высокопоставленных кремлевских чинуш – Махмуд, обычно излучавший доброжелательность, был хмур и зол, а в глазах застыла боль, отчаяние и тоска. Когда великому артисту предоставили слово, он отчетливо произнес, совершенно ему не свойственные, жесткие и грубые слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну!» Выдохнул и выпалил: «И все, кто за это не выпьет». И… все выпили.
Был ли Махмуд одинок в своем проклятии. Конечно, нет… его голос был лишь малой частицей многотысячного хорала проклятий, которые устремлялись к Господу со всех уголков и окраин Чечни и Ингушетии.
Даже если проклятия не произносились словом, то их воплощением были хрипы более 250-ти тысяч человек — чеченцев, ингушей, русских и других, испускавших дух в жерновах войны; стоны сотен тысяч израненных; рыдания и причитания матерей над телами своих истерзанных детей; неумолчный плач сотен тысяч человек по убиенным матерям, отцам, братьям и сестрам…
Своеобразной формой проклятия – протеста против войны, было и есть Слово истины от Полины Жеребцовой, Анны Политковской, Григория Явлинского, Сергея Ковалева, Бориса Немцова, который собрал со своей командой миллион подписей за прекращение российско-чеченской бойни, и многих других журналистов, общественных деятелей, имевших понятие о милосердии, сострадании, совести и чести.
Неоспоримая особенность проклятий притесняемых, умерщвляемых, терзаемых и гонимых, состоит в том, что они неизбежно сбываются, ибо, в прямом и переносном смысле, «проклят нарушающий межи ближнего своего…»* Пред кем же он проклят?!.. Перед Всевышним, заветы Которого он преступил. Поэтому проклятые на этом свете, но, якобы, не получившие возмездия, непременно обретут его в мире ином.
Христианское вероучение не допускает разночтений в этом вопросе, однозначно и жестко утверждая: «Проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам…»** И опять же сказано: «Если же не будешь слушать гласа Господа … и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его … то придут и постигнут тебя все проклятия…»***
Никто не сможет опровергнуть истину о том, что война есть наивысшая форма отречения от заветов Божьих, крайняя степень Богоненавистничества и, следовательно, человеконенавистничества. Война может вестись с именем Господа на устах, но цель ее — в удержании или захвате чужой земли и стремлении утолить неутоляемую страсть к наживе.
И так как, всякий творящий зло, проклинаем его жертвами, то можно сказать, что приговор вершителям злодеяний вынесла и чеченская народная мудрость: «Другому зла кто ищет, тот сам от зла и сгинет» (Кхечунна вониг лехнарг, ша вочух хIаллакьхилла).
Все вышесказанное отражено и в исламском вероучении, естественно, с учетом своих особенностей и отличий. Оно утверждает словом пророка Мухаммада (САС): «У трёх людей непременно принимаются мольбы: у постящегося, пока он не разговеется; у справедливого имама, а также проклятие притеснённого, которое Аллах поднимает до облаков и растворяет перед ней двери неба, а потом говорит Господь: «Я клянусь своим величием, Я обязательно помогу тебе, даже если это будет (!) потом» (Ахмад, Тирмизи).
И также сказал пророк Мухаммад (САС): «Бойтесь мольбы притесняемого … ибо между его мольбой и Аллахом нет преграды!» (Ахмад). По поводу этого хадиса имам аль-Мунауи сказал: «Это означает: остерегайтесь несправедливости, чтобы на вас не призвал проклятия притесненный… (ибо) мольба притесненного получает ответ…»****
Слова о проклятии имеют непосредственное отношение к преступлениям против человечности, совершенным Российским государством и властями Северной Осетии в г. Владикавказе и Пригородном р-не в 1992 г. Они и сами четверть века назад предали себя проклятию перед Господом своими злодеяниями и продолжают проклинать себя по сей день отказом от устранения их последствий.
История России, впрочем и других государств, великим множеством жестоких примеров убедительно подтверждает указанные истины Священных Писаний, а также свидетельствует, что проклятия, заслуженные нечистью в человеческом облике своими преступлениями, непременно сбываются. Образец подобного сбывшегося проклятия запечатлен в русской словесности 13-го столетия: «Избавь нас, Боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и сокрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок».*****
После этого страстного проклятия «множеству творящих беззаконие и… сборищу нечестивых» минуло 781 год. Произнеся ему вслед свое запоздавшее почти на восемь веков «Аминь!..», я переношусь на бульвар Эркиндик, дабы завершить нашу встречу с великим артистом.
Махмуд Эсамбаев, отвесив своему оскорбителю пощечину, прошествовал далее по бульвару, провожаемый аплодисментами прохожих. И я, по их примеру, мысленно аплодирую вдогонку и молю Господа о прощении грехов Великого Артиста и даровании ему лучшего удела в мире ином.
Хамзат Фаргиев
Примечания
* Второзаконие, 27 : 17
** Второзаконие, 8 : 19
*** Левит, 26 : 14
**** Фадуль-Къадир, 1 : 236
***** Повесть о разорении Рязани Батыем
ТЕАТРЫ, В КОТОРЫХ РАБОТАЛ МАХМУД:
Киргизский театр оперы и балета,
Ленинградский академический Малый театр оперы и балета имени С.М. Кирова,
Большой театр СССР.
ФИЛЬМОГРАФИЯ МАХМУДА:
1961. В мире танца — фильм-балет, актер, автор сценария
1963. Я буду танцевать
1968. Лебединое озеро — фильм-балет
1972. Вино из одуванчиков
1973. Земля Санникова
1975. На край света
1976. Пока бьют часы
1976. Честное волшебное
1983. Приключения маленького Мука
1984. Репортаж из бездны
1988. Дорога в ад
1994. Увертюра
1995. Зов предков
НАГРАДЫ, ЗВАНИЯ И Т.П.:
народный артист СССР;
народный артист Киргизской ССР и еще 8-ми союзных республик;
Герой Социалистического труда;
обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, ордена Дружбы народов, ордена Отечественной войны II степени, трех орденов Трудового красного знамени.
Махмуд Эсамбаев имел огромную коллекцию даров, полученных им на гастролях в СССР и зарубежом. От Индиры Ганди он получил в дар уникальный костюм, расшитый драгоценными камнями и бриллиантами, последних насчитывалось 1200 штук.
Его именем назван астероид 4195, открытый 19. 09. 1982 г.
Chechenews.com
05.01.18.