Мне как представителю тайпа Нашхой как-то не с руки это говорить, но с течением времени и накоплением информации я все больше убеждаюсь в том, что Нашха была не «прародиной» чеченского этноса, а тем, что в науке называется амфиктионией. Сейчас объясню, что это такое.
Амфиктиония — это некий политический и религиозный союз соседствующих обществ (в нашем случае тайпов), которые группировались вокруг общего для всех этих обществ священного места (храма).
Уверен, что таким местом была гора в Нашхе, которая до сих пор называется Аьрда-Корт («священная, храмовая вершина») и на которой обнаружены руины древнего сооружения, очевидно, храма.
Другие центры амфиктионий — Ардоти (Муцо) в Хевсуретии и Тхаба-Йерд в Ингушетии. К комплексу Нашхинской амфиктионии относился и легендарный котел, на котором были выбиты эмблемы (тамги) входящих в в этот «священный союз» тайпов.
Сказанное объясняет то, что некоторые наши тайпы, имеющие, вне всяких сомнений, чистейшие чеченские корни, не желают признавать себя «выходцами из Нашхи».
Просто, они входили в другие амфиктионии, в другие «священные союзы», группируясь вокруг иных храмовых центров. Можно предполагать, что из Нашха в реальности вообще вышло очень мало тайпов, а привязка многих других тайпов к этой местности была, так сказать, не физической, а духовной.
В самом деле, не мог ведь весь чеченский народ, крупнейший на Северном Кавказе, умещаться и кормиться на ограниченной территории Нашхи, где вообще негде сеять хлеб, а скотоводство ограничено небольшими горными пастбищами.
Для существоваия такого многочисленного народа нужны были несравненно более обширные жизненные ресурсы, чем могла предложить Нашха. Поэтому Нашха — не «прародина» большинства чеченских тайпов, а только духовный центр Нашхинской амфиктионии (союза тайпов).
Chechenews.com
11. 02. 21.