5 мая 1990 года, прошел учредительный съезд Вайнахской Демократической партии.
Актив партии прилагал немало усилий выступая за государственный суверенитет Чечено-Ингушетии.
Каждый день шел процесс сбора подписей, в защиту этого проекта. Активно занимались этим члены ВДП Махмуд Бибулатов, Гелагаев Юнади, Саламу, и я.
Горожане наверное помнят как транспаранты на двух языках и трех алфавитах, каждый день вывешивались недалеко от центрального рынка, перед так называемой пристройкой универмага .
Проект ВДП и даже два других варианта, были вывешены на всеобщее обозрение.Прочитал в те дни маленькую заметку в одной из газет в »Правде» или »Известия», не помню.Называлась она »Хотите стать казаком ?»В ней призывали всех, независимо от национальной принадлежности, стать под знамена казачества.
Тогда я на большом плакате наверху, написал три слова:» Хотите стать чеченцем?»,а внизу приклеил эту едва заметную публикацию »Хотите стать казаком?». Одна русская женщина средних лет, долго стояла поодаль, временами расхаживаясь около нас,видно было что ее мучает какой-то вопрос,но она не решается спросить.
Русские и ингуши ничего не подписывали.Не помню так же случаев,чтобы граждане других национальностей проявляли интерес к происходящему. Единственная активность с их стороны состояла всего лишь в подготовке к отъезду.
И возле нас отанавливалсиь только те из них,которые находили время для выражения своего явного недовольства, но бурно выразить свое мнение они не решались.
Хотя Гелагаев Юнади и я, были готовы к диалогу с нормальными, адекватными людьми независимо от расовой и религиозной принадлежности.
Но не надо думать, что Юнади и особенно я, были образцами вежливости, при общении с людьми недовольными нашей акцией. Например я подходил к офицерам оккупационной армии и спрашивал:» Вас интересует дальнейшая судьба этой республики?» И просил подписать Декларацию.
В ответ на игнорирование ими моего предложения, с помощью мегафона и иногда без нег, убедительно предлагал во всеуслышние:
«Долой оккупационную армию с территории Чечено-Ингушетии!»
Или же как я писал раньше, в одном эпизоде из серии »Когда решалась судьба суверенитета» я подходил к тем, кого знал по имени и предлагал тоже самое. В их числе был весь бомонд тогдашней Чечено-Ингушетии.
А у известных шовинистов, как Куценко в ответ за отказ спрашивал :»У вас готовы чемоданы и билеты уже куплены?»Немного отклонивщись от темы, приведу маленький эпизод общения с Куценко
Было это в тот самый день, когда Доку Завгаев тогдашний Пахан всея Чечено-Ингушетии, по Тв пригрозил разобраться с нами и наказать! Но как знаменитый сыщик, он обещал найти нас по историческим отпечаткам наших пальцев, за то, что ВДП призвала народ на митин, посвященный обострению общественно-политической обстановки в Чечено-Ингушетии…
И спустя годы, должен сказать ему запоздалое спасибо, что он известив о митинге, умножил количество участников будущего митинга.
Наш активный член партии Бибулатов Махмуд так и призывал людей на митинг:
«Как сообщил по телевидению Докку Купюрович Завгаев, состоится митинг…» Помощь Завгаева была очень действенной и своевременной…
Мы были вначале пути, и те деньгосмены, которые после обретения независимости, обгоняя друг друга кинулись занимать должности, еще не верили в успех народа, и единственной организации, которая ставила перед собой задачи политических изменений, ВДП!
Гелагаев Юнади и я распространили эти листовки среди общественности, и наклеили используя клей, купленный на партийные деньги на все административные здания, не исключив и наш родной не в доску, КГБ.
Когда мы наклеили очередную листовку на центральную дверь здания Грозненского Городского комитета КПэСэС,
появился Куценко.
Мы ему объяснили суть этого ценного документа, но поняв, что его партийный слух был закрыт для доступа такого рода информации, просто посоветовали: «Прочти и передай своим товарищам!»
Но это от него и не потребовалось. Его партийный босс и по совместительтсву Пахан республики, Завгаев, уже сообщил о намечающемся мероприятии более широкой аудитории!
После ухода тех, кто специально устраивал шумиху, нас удостаивала своим вниманием доблестная советская милиция.И как правило, наши »доброжелатели» звонили в милицию, сообщая им, что здесь происходит драка.
Я понял именно так, потому что, большие наряды милиции, прибыв на место происшествия, первым делом спрашивали
»Что за драка у вас?
Тогда мы просили их подойти к проекту »Декларации о Государственном Суверенитете Чечено-Ингушетии», объясняя им что это и есть драка, о котором вам сообщили, и торжественно обещали им: «Если группа провокаторов которую вы послали к нам прибудет ,то мы непременно доложим вам!» После этой процедуры вежливости, предлагали им подписаться под нашим проектом!
Видать,наши бесплатные доброжелатели думали, что прибыв по ложному вызову, краснофуражечники, как их уважительно называли чеченцы ‘заметут» нас с нашими плакатами и проектом, и с многочисленными газетами, которые выпускались так называемыми неформалами, то есть разными общественно-политическими движениями Балтийских стран и некоторых республик Кавказа!
Однажды пожилая женщина, с явно выраженными признаками принадлежности к великому в то время, северному народу, смешав яд с высокомерием спросила меня:» Кто ты такой, и кто ты по должности?»
Услышав от меня, что я »Секретарь Центрального Совета, Всемирной Вайнахской демократической партии», эта немудрая женщина произнесла мудрые слова:
» Что же нам теперь и тебя кормить?»
И это было величайшей исторической несправедливостью, и глобальной ложью, потому что, я не помню чтобы она платила взносы.
Люди живщие бок о бок с нами, ничуть не беспокоились за свое будущее.
По крайней мере, они не видели своего будущего вместе с чеченцами , и с явной усмешкой относились к акциям, нацеленными на повышение статуса АССР, до статуса союзной республики.В органе ВДП газете »Барт» наверху красовался лозунг: «За Чеченскую Союзную Республику!»
Или даже можно сказать,что они проявляли присущую им пассивность и безразличие И следовали привычке, ничего не предпринимать чтобы изменить что-то в своей жизни, а после плакать, ропща на свою несчастную судьбу. Если думать сегодняшнимии мерками, они возможно надеялись что их родная, своя в доску армия не даст осуществить то, что задумали чеченцы!
И так, женщина долго наблюдала как люди ставят свои подписи под »Декларацией о государственном суверенитете Чечено-Ингушетии». Поняв, что она хочет задать свой вопрос, я подошел к ней и она почувствовав,что у меня тоже возник интерес к ней, спросила опередив меня :
»Молодой человек можно вас спросить ? У вас записывают в чеченцы?’
‘ В ответ на это, я попросил ее подойти поближе,туда где я вывесил плакат.»
»Прочитайте эту заметку, если у вас есть время»А на прочтение ее можно было потратить менее чем минуту.Прочитав ее, она заметно повеселела и поняла,что к чему.
»Если можно стать казаком, почему же тогда нельзя стать чеченцем?» спросил я ее…
(Из моих мемуаров. Печатается с дополнениями. Продолжение следует.
Постараюсь, если кому-то это интересно, написать как проходил процесс сбора подписей под проектом о »Государственном Суверенитете Чечено-Ингушетии»)…
Махмуд Абубакаров.
Chechenews.com
18.04.23.