Вадим Зайдман: прискорбно, что автор «Танков, идущих по Праге» завершил свое творчество «Медсестрой из Макеевки»
За «Бабий Яр» и «Танки идут по Праге» Евтушенко, действительно, многое простится. Но не все.
Когда танки пошли по Украине, поэт умудрился не разглядеть поджигателя войны. Не дал себе труда вдуматься. Хотя тут и вдумываться особенно не надо было. Может ли быть сложной и неоднозначной ситуация, когда налицо агрессор и жертва агрессии?
«Идут по Украине солдаты группы „Центр“». – Или это не из этой истории? Или все-таки из этой?
Мало того, поэт, по сути, солидаризовался с теми, кто послал танки и солдат группы «Центр» топтать Украину. В замечательной компании с Иосифом Кобзоном он посетил «ЛДНР» и написал стихотворение «Медсестра из Макеевки»:
Кусками схоронена я.
Я, Прохорова Людмила.
Из трех автоматов струя
Меня рассекла, разломила.
Сначала меня он подшиб –
Наверно, нечаянно, что ли.
С пьянчугами в масках их джип,
Да так, что я взвыла от боли…
Что мертвым? Молчать да молчать,
Не хочет никто быть забытым.
Но дайте хоть нам домечтать
Ни за что, ни про что убитым.
Российские СМИ радостно сообщили, что Евтушенко написал стихотворение об украинских карателях. Сам поэт протестовал против такой интерпретации – оно «направлено на то, чтобы остановить раз и навсегда кровопролитие, а не участвовать в разжигании национальной розни» – но, увы, этот тот редкий случай, когда я вынужден согласиться с российскими масс-медиа. Конечно, это стих о карателях – а как иначе можно интерпретировать строки о том, что героиня была расстреляна «пьянчугами в масках»? Это навет, поэтический фейк, ничем по существу не отличающийся от «распятого мальчика» в Славянске.
Может быть, Евтушенко и хотел поднять свой голос против войны в принципе, но в таком случае не едут выступать на аннексированную территорию – уже этот факт говорит сам за себя, чью сторону он принял. И уж можно было за три года, в течение которых продолжается война, кое в чем разобраться – но, ни разу за три года поэт ничего не сказал об этом. Так же, как ничего не сказал он ни о сирийской кампании, ни, в свое время, о грузинской, ни о том, что творила российская военщина в Чечне.
И это тем более удивительно, что сейчас ему ничего не угрожало (и не только потому, что он жил в Америке), а за «Бабий Яр» и, особенно, за «Танки идут по Праге» у него были серьезные неприятности. Причем, только стихотворением о вторжении в Чехословакию Евтушенко не ограничился – он еще и послал телеграмму протеста по этому поводу советским руководителям. Может быть, не все знают – Эльдар Рязанов в то время намеревался снять фильм «Сирано де Бержерак» с Евтушенко в главной роли, но именно из-за этой телеграммы поэта на роль не утвердили, и Рязанов вообще отказался от съемок фильма.
Позицию о том, что он над схваткой в российско-украинском конфликте, Евгений Александрович повторил и в интервью израильскому порталу «Вести»:
«Меня все время пытаются перетянуть на одну какую-то сторону, а я вот уж такой уродился, я на стороне всех, но никогда не на стороне фашизма, какой бы демократией он ни прикрывался иногда. Так и в русско-украинском конфликте я принял единственную правильную позицию – прекратить кровопролитие безоговорочно и ни в коем случае не поддерживать слепо ни одну сторону».
В одном абзаце наворотить столько смысловых и даже стилистических противоречий…
Он не поддерживает слепо ни одну сторону – но он никогда не на стороне фашизма. А что же такое Путин, осуществивший агрессию против Украины, и его марионетки в Лугандонии? Опять эта боязнь взглянуть в глаза правде. Причем, следует признать, что путинский фашизм уже особенно и не прикрывается демократической риторикой.
Почему тогда он занял однозначную позицию в «Бабьем Яре» и в «Танках…»? Почему не был на стороне «всех»?
Позиция Евтушенко – частая сегодня среди российских либералов, «крымнашистов-leicht»: в украинской войне виноваты обе стороны, Россия и Украина, агрессор и жертва (совсем недавно, например, такую позицию занял Лев Шлосберг).
Если следовать логике, что единственно правильная позиция – не поддерживать ни одну из сторон конфликта, тогда скажем: во Второй мировой (Великой Отечественной) войне надо было не поддерживать слепо ни СССР, ни нацистов.
А в 1968-м году – ни чехов со словаками, ни советских вождей.
И если бы здесь речь шла только о позиции поэта, которую можно было бы списать на почтенный возраст. Речь, увы, о том, что такая позиция могла иметь и практические последствия.
Российская пропаганда напрямую виновна в том, что многие молодые люди, одурманенные соловьевско-киселевскими трелями, взяли в руки оружие и поехали «защищать Лугандонию от укрофашистов».
Но вполне возможно, что кто-то, к их дуболомной пропаганде устойчивый, услышав стихотворение Евтушенко, мог решить: ну если человек, поднявший свой голос против вторжения советских танков в Прагу, говорит, что пьяные украинские солдаты на джипах косят огнем мирных граждан – значит, надо ехать защищать их!
В упоминавшееся уже интервью «Вестям» Евтушенко рассказал о мотивах, побудивших его написать «Бабий Яр»: он «хотел … разломать заговор молчания, с пронзительной болью увидев вонючий мусор, сбрасываемый с грузовиков на десятки тысяч ни в чем не повинных жертв под землей».
Куда же делась эта его пронзительная боль поэта и гражданина теперь, почему он остался глух к тысячам «ни за что ни про что» погибших украинских граждан (а также сирийских, а ранее – грузинских, и еще ранее – жителей Чечни) и написал это мерзкое стихотворение о медсестре из Макеевки? Не случайно, видно, талант изменил поэту – стихотворение совершенно беспомощное, как будто написано графоманом. Разве можно сравнить его с чеканной эпической поэтикой «Бабьего Яра» или «Танков…»?
Когда-то Евтушенко написал стихотворение «Хотят ли русские войны». После страшной войны, унесшей миллионы жизней, вопрос был риторическим: «Спросите вы у тех солдат, Что под березами лежат, И вам ответят их сыны, Хотят ли русские войны». Ответ был совершенно очевиден.
Сегодня, когда эти сыны (или, скорее, внуки) сами стали агрессорами, ответ на вопрос «Хотят ли русские войны» тоже вполне очевиден. А Евгений Александрович умудрился этого не заметить. Более того – он вольно или невольно примкнул к тем, кто развязал уже не одну войну, кто уже не может жить в состоянии вне войны.
Прискорбно, что автор «Бабьего Яра» и «Танков, идущих по Праге» завершил свое творчество «Медсестрой из Макеевки».