Цель так называемой чеченизации изначально заключалась в подрыве национальных традиций, причем изнутри, руками самих чеченцев. Для этого на первом этапе была предпринята селекция среди пророссийски настроенных политиков и общественных деятелей.
В итоге в немилость впали даже самые преданные из них, доказавшие лояльность еще во времена Джохара Дудаева и в ходе первой войны. Ставка была сделана на тех, кто выразил готовность окончательно порвать с национальными традициями и действовать против своих соотечественников теми же самыми методами, что и русские оккупанты, то есть захватывать, убивать, пытать…
Возьмем область экономическую. Так вот, чеченцы раньше и не думали, что их кто-то может заставить отдавать часть своих средств неизвестно кому и куда. Теперь же рэкетом обложены все торговые точки, весь бизнес, который здесь еще существует. Более того, своими доходами вынуждены делиться даже бюджетники.
Прежде не было случая, чтобы чеченцы взяли в заложники родственников своих противников, тем более женщин и детей. Трудно было представить, что одни чеченцы будут пытать других и торговать их трупами. Сейчас и это стало нормой. Сотрудники силовых структур из местных жителей, пользуясь своим положением, избивают и унижают любого, кто им по какой-либо причине не понравится.
Причем толпой, массой, тогда как обычаи требуют разбираться с обидчиком, если уж по-другому нельзя, один на один, без посторонних. Внутри народа создана каста людей, не останавливающихся ни перед чем, для которых традиционные нормы и правила не являются чем-то святым и неизменным.
И все это с одной целью – научить народ подчиняться.
Если сказать по-другому, главная задача чеченизации заключается в холопизации местного населения, в привитии ему несвойственных прежде рабских черт.
Такая политика не имеет, естественно, ничего общего с политикой Джохара Дудаева. Говорить о возвращении к его порядкам однозначно нельзя. Напомню, что главным для него как раз было достоинство чеченцев. «Каждый чеченец – это генерал», — кажется, так он говорил когда-то.
Имеет ли проводимая сегодня политика хоть какой-то успех?.. Имеет, раз есть те, кто расхваливает нынешний режим. Впрочем, они были всегда, во все времена. Поэтому говорить, что процесс зашел слишком далеко, приобретя необратимый характер, все же, думаю, еще рано. И отсутствие протестующих, тех, кто готов, рискуя собственной жизнью, обличать власти, вовсе не показатель этого.
В чеченском языке есть два термина, по-разному определяющие характерное для населения республики состояние: «кхерар» и «ларлуш хилар». Первый как раз и означает боязнь чего-то, страх, в том числе и животный. Второй переводится как «быть осторожным в чем-то, осмотрительным». Ничего предосудительного в том, чтобы быть немного осторожным, согласно чеченским обычаям нет.
Время бросания грудью на амбразуру прошло, мир даже не заметит от нас такого самопожертвования. Да и ради чего? – Неужели ради того, чтобы к власти пришли те, кто, хотя и под религиозным соусом, но все так же отвергал бы нашу национальную идентичность?.. Остается лишь ждать, опираясь в этом на традиции, которые одним из главных достоинств человека уже давно провозгласили «собар хилар», то есть «обладание терпением».
Руслан Насипов,
20.05.15.