Главная » Все Новости » Главная новость » Чечения – национальная борьба за свободу

Чечения – национальная борьба за свободу

3229380b6924

Чеченская нация является сравнительно небольшой по численности населения, немногим более 1 миллиона человек в мирное время (данная цифра значительно сократилась в результате двух последних русско-чеченских войн). Наша Родина, Чеченская Республика Ичкерия, или Чечения (русское название Чечня является фонетически неграмотным), — это небольшая горная республика, расположенная в древнем регионе Кавказа на северных склонах Больших Кавказских гор, высочайших в Европе.

Различные историко-археологические исследования подтверждают, что предки современных чеченцев впервые поселились на территории Чечении около лет до нашей эры. Чеченский народ по праву считается одним из старейших коренных этносов Кавказа, ретроспективно датируя свою историю к Шумерской цивилизации в регионе античной Месопотамии лет до н. э. Наследием данной связи является уникальный чеченский язык, который практически автономен от всех других языков в составе современной индо-европейской языковой семьи.

Интересно заметить, что единственный язык в Европе, имеющий отдаленные лингвистические параллели с чеченским языком, это национальный язык басков – другого древнего и самобытного европейского этноса. Некоторые этнографы и лингвисты указывают на то, что античные предки басков мигрировали несколько тысячелетий назад в горную часть Иберийского полуострова (современная Испания) с места своего происхождения в Кавказском регионе.

История чеченского национального сопротивления

На протяжении долгой истории чеченского народа концепция свободы занимает центральное место в коллективном национальном менталитете. Это объясняется тем, что начиная с древнейших времен и до современности чеченцы постоянно подвергались систематическим попыткам оккупации и колонизации со стороны разных враждебных наций и военных держав.

Стратегическое геополитическое расположение Чечении на границе Европы и Азии означало, что в течение многих веков нашему народу проходилось постоянно сражаться за свою независимость. Исторический период национального сопротивления начинается битвами древних чеченцев против скифов (VI век до н. э.), кочевых племен сарматов (III в. до н. э. — IV в. н. э.), персидских армий Кира (VII век), монгольских орд Чингисхана (1238 г.), армий Тамерлана (1395 г.), и наконец непрестанной борьбой против главного захватчика – России, начиная с конца XVI – начала XVII веков и до наших дней.

Чеченцы продолжали активно сопротивляться российскому колониализму на протяжении более 400 лет – беспрецедентный факт в мировой истории национально-освободительных движений. Длительное русско-чеченское противоборство лишь укрепило свободолюбивый дух многих поколений чеченцев, сформировавшихся в атмосфере разных сражений чеченского народа с российскими колонизаторами. Истории известен тот факт, что на протяжении XVIII – XIX веков чеченцы были наиболее активной движущей силой горского сопротивления российскому империализму на Кавказе.

Лидерами народно-освободительного движения чеченцев на разных исторических этапах были: Ушурма, Шейх Мансур (1785-1791 гг.), Бейбулат Таймиев (1819-1830 гг.), Имам Шамиль (1834-1859 гг.), Бойсунгур Бено (1860-1862 гг.), Алибек-Хаджи Алдамов (1877–1878 гг.); в XX веке – Магомед Шерипов (1943-1944 гг.), и наконец первый чеченский президент – генерал Джохар Дудаев (1991-1996). Все эти люди, за показательным исключением имама Шамиля (этнического аварца, жизнь которого была сохранена царскими военными в обмен на полную капитуляцию), героически погибли от рук российских колонизаторов во имя свободы чеченской нации.

Цитируя слова известного английского историка Джона Брэдли, описывавшего военное сражение чеченцев с русскими войсками в начале 1700-х годов, “то было первое столкновение регулярного русского войска с этим племенем в его родных лесах, ставшее зловещим предзнаменованием того, что имело место в бесчисленных случаях на протяжении последующих 130 лет”.

Действительно, чеченский народ никогда не прекращал сопротивления колониальной оккупации своей родины, бесстрашно сражаясь против превосходящих сил противника за свободу. История чеченского национально-освободительного движения имеет свое продолжение сегодня в отважной борьбе многих тысяч чеченцев под руководством действующего Президента Чеченской Республики Ичкерия Аслана Масхадова против новой военной интервенции России.

Отношение российского военно-политического руководства к чеченской нации на протяжении истории можно выразить следующими зловещими словами генерала Ермолова, царского военного коменданта Кавказа XIX века и исторически одного из самых ненавистных этнических русских среди чеченцев: “Ваши аулы будут разрушены, семейства распределены в горы, аманаты повешены, деревни истреблены огнем. Я не успокоюсь до тех пор, пока не останется в живых хоть один чеченец.” Такое демонстративное геноцидное заявление имперского тирана в адрес чеченского народа отдалось громким эхом уже совсем недавно, в начале 2000 года, из уст другого русского военного – генерала Шаманова, рьяного служителя “новой демократической” России, которые в ответ на вопрос о многочисленных фактах похищений, пыток и убийств чеченских юношей российскими солдатами прямо заявил, что “члены семьи бандита [т. е. чеченского бойца сопротивления – Б. Б.] тоже являются бандитами и, соответственно, должны быть все уничтожены”. Совершенно очевидно, что Шаманов и другие российские деятели вроде него так и не достигли элементарного уровня интеллектуального развития, необходимого для осознания фундаментальной правовой концепции презумпции невиновности.

Понимание и ценность “свободы” в чеченском национальном менталитете

Итак, почему же свобода столь важна для чеченских людей, что они готовы бесстрашно защищать ее, зачастую ценой собственных жизней?

Ответ на этот вопрос неизбежно сложен, поскольку понятие свободы может иметь различные формы выражения в жизнях отдельных личностей. Вместе с тем, можно справедливо утверждать о том, что свобода имеет абсолютную ценность для каждого сознательного чеченца независимо от возраста, пола, политических предпочтений или социального статуса. Быть свободным в самосознании чеченцев значит иметь возможность жить согласно своих индивидуальных убеждений в тесной взаимосвязи с адатами — народными традициями, сформированными на протяжении многих столетий активной интеллектуальной и социальной эволюции нации.

Таким образом, для сотен тысяч чеченцев квинтэссенцией национальной свободы является интегрированное понятие из трех составляющих элементов:

Территориальная свобода

Политическая и религиозная свобода

Культурная и социальная свобода

Территориальная свобода – чеченцы превозносят территориальный суверенитет родной земли как главный символ национальной независимости. Представители чеченской нации навсегда духовно связаны с Чеченией, при этом большинство из них поддерживают тесные контакты с родиной на протяжении всей своей жизни. Можно уверенно говорить о том, что ни один сознательный чеченец не захочет находиться под управлением инородной власти, независимо от ее национальной или религиозной деноминации.

Исключительная ценность, испокон веков возлагаемая на свою родину чеченским народом, была правильно осознана и коварна использована в антинародных целях советским коммунистическим режимом под руководством диктатора Иосифа Сталина, который отдал распоряжение о проведении акции, ставшей самой черной страницей в истории чеченской нации, — Депортации чеченского народа с родной земли в пустынные земли Средней Азии и Сибири 23 февраля 1944 года.

Обвинив поголовно всех чеченцев в коллаборационизме с немецкими фашистами (что было полным абсурдом, учитывая то, что многие чеченцы в это же время героически воевали против немцев на фронтах Великой Отечественной войны), по приказу Сталина в течении одного дня практически вся нация была погружена в товарные вагоны и отправлена в далекую ссылку, продлившуюся в общей сложности 13 дол-гих лет.

Сталинские холопы во главе с бесчеловечным главой НКВД Лаврентием Берия так сильно усердствовали в исполнении воли вождя, что в погоне за побед-ными реляциями убивали целые чеченские селения, которые не удавалось спешно депортировать. Память чеченского народа навсегда сохранит страшные трагедии селения Хайбах (более 700 жителей сожжены заживо; самый пожилой – старик 114 лет, самые молодые – братья-близнецы, рожденные накануне) и хутора Галанчож (несколько сотен жителей хладнокровно расстреляны советскими военными; тела убитых вместе с живыми ранеными и калеками утоплены в близлежащем озере).

К сожалению, история советско-российского геноцида в отношении чеченского народа имеет новое скорбное продолжение и в наше время. Ниже дано описание лишь части античеченских карательных акций со стороны российских властей в лице военных, которые по праву признаны преступлениями против человечности:

1) массовые убийства чеченских мирных жителей в селениях Самашки (1996 г.), Алхан-Юрт (1999 г.), Алды (2000 г.), Комсомольское (2000 г.) и многих других местах;

2) обстрел центрального рынка чеченской столицы Грозного ракетами дальнего действия “Земля-Земля” (1999 г.), авиационная бомбардировка колонны чеченских беженцев на магистрали Ростов-Баку (1999 г.); систематические бомбардировки и артиллерийские обстрелы российскими военными гражданских объектов по всей территории Чечении;

3) практически ежедневные похищения этнических чеченцев (особенно молодежи мужского пола), их заточение в российские “фильтрационные пункты ”(де-факто концентрационные лагеря – Б. Б.) с применением зверских пыток (перечень типичных пыток: электрошок по всему телу, включая лицо и гениталии; избиения тяжелыми бутылками и мокрыми полотенцами по спине, почками и конечностям; “волчий оскал” – распиливание здоровых зубов узников напильниками; “круглый стол“ – пленники сажаются за деревянный стол со скованными руками за спиной, после чего языки каждого прибиваются гвоздями к поверхности стола; “слоник” –полуудушение скованных чеченских узников противогазными масками без кислорода с последующим закачиванием в них тяжелого слезоточивого газа, и т. д.);

4) издевательства русских военных над чеченскими женщинами под предлогом их соучастия в силах национального сопротивления в качестве бойцов-снайперов; многочисленные факты изнасилований молодых чеченских девушек российскими военнослужащими при демонстративном попустительстве официальных властей;

5) систематическое проведение так называемых “зачисток” в разных населенных пунктах Чечении – при этом российские военные проводят тактику этнических чисток с открытым предпочтением к задержанию безоружных чеченских мужчин. Последние затем попадают в военные концлагеря, где подвергаются садистским пыткам и зачастую умирают от рук русских палачей, после чего даже за их трупы военные требуют выкуп с родственников.

В соответствии с секретной директивой российских силовых министерств своим служащим от начала 2000 года, каждый чеченец мужского пола в возрасте от 10 до 65 лет может (и должен) быть задержан без всякой юридической санкции российскими военными, при этом последние не несут никакой ответственности за соблюдение прав и свобод задерживаемых лиц. Практически это указание стимулирует и поощряет геноцид мужского населения Чеченской Республики в кумулятивном порядке, то есть по принципу “убивать меньше, но на регулярной основе”. В подтверждение этому сведения о том, что в настоящее время до 20 чеченских граждан исчезают каждый день на территории Чечении в результате “зачисток” и ночных нападений на дома мирных жителей со стороны российских военных оккупантов.

6) насильственное закрытие российскими властями лагерей чеченских беженцев и их принудительное возвращение в зону активного боевого конфликта, несмотря на официальные протесты представителей ООН, ОБСЕ и зарубежных государств.

Все эти факты являются доказательствами практической реализации геноцидной политики “хороший чеченец – мертвый чеченец” многими правителями России, начиная с Петра I и заканчивая триумвиратом Сталина, Ельцина и Путина.

Политическая и религиозная свобода – это возможность публичного выражения всеми чеченцами своих мыслей и мнений, а также исповедания религии Ислама в формах, исторически свойственных народу, без риска для жизни и безопасности людей. Современная ситуация в Чечении такова, что подавляющее большинство чеченского населения лишено возможности свободного выражения политических взглядов и мнений под угрозой физической расправы со стороны оккупационных российских властей. Кроме того, чеченцы лишены нормального вероисповедания как результат непрекращающихся налетов российских военных на городские и сельские мечети под предлогом выявления пособников и участников чеченского национального сопротивления. Очевидно, что в данных условиях не приходится говорить ни о какой политической и религиозной свободе чеченского населения.

Культурная и социальная свобода – это способность полноценной реализации системы чеченских национальных традиций и обычаев, основанных на морально-этических и социальных канонах общества. Социально-культурная свобода также состоит в сохранении национального языка, предметов искусства и памятников старины как составляющих компонентов многогранного чеченского этноса. Здесь важно подчеркнуть, что одним из главных приемов в противостоянии российского государственного аппарата с чеченским народом являлась интенсифицированная русификация чеченцев с точки зрения элементарных знаний языка и литературы. В моей памяти навсегда останется день в начале сентября 1984 года, когда будучи учеником первого класса школы в чеченской столице Грозном мне было публично запрещено учителем разговаривать на родном чеченском языке, но обязательно на русском. Данный пример следует рассматривать как показательный. Естественно, что запреты такого рода порождали массовый реакционный эффект, при котором чеченские родители передавали знания о родном языке, литературе и искусстве своим детям посредством их приобщения к культурному наследию чеченского народа. Таким образом, исторический опыт убедил чеченцев в том, что культурно-социальная экспансия и угроза насильственной ассимиляции со стороны России в отношении чеченской нации не снижают своей актуальности в настоящее время.

Заключение

В завершение своего выступления я хотел бы вкратце затронуть вопрос политико-правовых оснований современных взаимоотношений между Чеченией и Россией. 12 мая 1997 года в Москве Президент России Борис Ельцин и Президент Чечении Аслан Масхадов подписали “Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия”, де-факто подтвердивший независимость Чечении как отдельного субъекта международного права. Первый пункт договора официально задекларировал намерение двух государств “навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов”. Однако факт наличия новой русско-чеченской войны, преднамеренно развязанной российским правительством всего лишь через два с половиной года после подписания мирного договора с Чеченией, не оставляет никаких сомнений относительно лицемерного содержания “мирной” декларации России 1997 года.

Итак, какова цена неумолимого стремления чеченского народа к свободе и независимости?

К огромному сожалению, она непомерно велика. Обобщенные цифры статистики чеченской трагедии, приведенные ниже, являются безмолвными свидетельствами сотен тысяч потерянных жизней и искалеченных судеб людей – представителей постоянно уничтожаемого, но так и не сломленного духом чеченского народа:

* Более 200,000 погибших чеченцев за период первой русско-чеченской войны 1994-1996 гг. и второй войны, продолжающейся с осени 1999 года;

* Более 350,000 беженцев — коренных жителей Чеченской Республики, порожденных новой российской агрессией против суверенной чеченской нации;

* Десятки тысяч частных домов и государственных сооружений, разрушенных российскими войсками по всей стране. Столица Чеченской Республики Ичкерия – город Джохар (Грозный) практически полностью разрушен в результате войны. По мнению западных и российских военных экспертов, Грозный является самым разрушенным городом Европы со времени бомбардировки Дрездена в 1945 году; масштабы разрушений Грозного также сопоставимы со Сталинградом 1944 года.

* Нарушения прав и свобод чеченского населения со стороны российских военных и оккупационных властей носят столь массовый и систематический характер, что в настоящее время конфликт в Чеченской республике признается международными правозащитными организациями зоной тягчайших нарушений прав человека и преступлений против человечности в истории Европы с конца II Мировой Войны.

Свободные чеченцы не хотят жить в “золотой клетке” российского или другого иноземного подела. В случае России, наш народ никогда не изъявлял желания быть частью этой страны (Чечения была аннексирована имперской Россией), и учитывая многолетний опыт обмана и предательства чеченских национальных интересов русскими властями, чеченцы потеряли всякое доверие к российскому государству. Желание современных чеченцев – это возможность свободной жизни согласно многовековым традициям и обычаям народа, мирного государственного строительства при отсутствии иноземных правителей, навязывающих чуждые нам нормы жизни и правила поведения.

Свобода является фундаментальным правом человека, и поскольку народы составляются из личностей, мы чеченцы убежденно верим в неотъемлемое право на свободу и независимость нашей родной земли и культуры — двух достояний, которыми обладают многие народы мира, зачастую не осознавая их непреходящей ценности. Наша надежда сегодня заключается в том, что свободомыслящие граждане мира не забудут небольшой гордый чеченский народ, отважно борющийся за свободу от российского колониализма и обретение долгожданной национально-государственной независимости.

Выступление Булата Руслани Беталгири,
председателя Чеченского национального центра в Великобритании “Даймохк”
на форуме “Свобода”, Кембриджский Университет,
14 февраля 2003 года (перевод с английского)
Bulat Ruslani Betalgiry
MCR External Officer
Queens’ College
Cambridge, CB3 9ET

Chechenews.com

25.09.15.