В январе 2000 года, Ильяс Мусаев вместе с Хизиром Джабраиловым, назначенным накануне очередной войны представителем ЧРИ в Иране, побывали дружеским визитом в Тегеране, столице Исламской Республики Иран для установления сотрудничества с официальными иранскими властями.
Их целью была попытка задействовать эту страну, являвшуюся в то время председателем «Организации Исламской Конференции», в целях прекращения российско-чеченской войны и начала мирного политического урегулирования между Ичкерией и Россией.
Другой, не менее важной целью, было достичь договоренности с иранской стороной об открытии Представительства ЧРИ в Тегеране для оказание гуманитарной помощи чеченскому народу.
В течение месяца удалось установить контакты с представителями официальной власти Исламской Республики Иран, а также использовать иранское радио «Голос Исламской Республики Иран» для выступлений с позиций чеченского государства и его народа.
В то время, практически каждую неделю, «Радио Голос Исламской Республики Иран» предоставляло возможность Ильясу Мусаеву рассказывать о боевых действиях в Чечне, а также знакомить радиослушателей с историей национально-освободительной борьбы чеченского народа против России.
Надо отметить, что руководитель «Радио Голоса Исламской Республики Иран» госпожа Ширази сдержала свое слово данное Ильясу Мусаеву, о том что она не будет подвергать цензуре его выступления по радио.
Ведущий диктор иранского радио Парвиз, — таджик по национальности, даже после отъезда чеченских представителей, старался сотрудничать с ними и очень переживал за чеченский народ, ставший жертвой российской военной агрессии.
Кроме того, иранские власти дали разрешение Ильясу Мусаеву выступить на государственном телевидении Ирана с рассказом об этапах национально-освободительной борьбы чеченского народа против имперской России.
Правда, сначала было предложено выступить на гостелевидении без национального флага ЧРИ, наверное иранцы опасались реакции со стороны российских властей.
Однако, в конечном итоге, иранская сторона была вынуждена согласиться с условием Ильяса Мусаева, настоявшего на том, чтобы был государственный флаг ЧРИ.
За почти месяц пребывания в Иране, чеченской стороне были предоставлены все условия для работы, а также были организованы встречи с представителями аппарата Президента Хаттами, которые выслушав просьбу о посредничестве между ЧРИ и Россией на предмет политических переговоров, поставили одно единственное условие, которое заключалось в том, чтобы Президент ЧРИ Аслан Масхадов сделал офиицальное заявление для мировых СМИ, с просьбой к Ирану, как председателю ОИК, выступить посредником между Россией и ЧРИ в целях прекращения войны и политического урегулирования.
Для выполнения этого условия были даны три дня, за которые они должны были сообщить представителям Президента ЧРИ Аслана Масхадова о предложении иранских властей. Первым долгом об этом сразу-же было сообщено генеральному представителю Президента ЧРИ в Турции, который обещал довести этот разговор до Аслана Масхадова.
В случае выполнения условия иранской стороны чеченским представителям было обещано открыть представительство ЧРИ в Тегеране и начать оказывать через него всестороннюю гуманитарную помощь чеченскому народу. О серьезности их намерений говорили ежедневные видеоклипы показываемые по иранским телеканалам, рассказывающие о тяжелой гуманитарной ситуации в Чечне.
По истечении трех отведенных дней, так и не дождавшись обещанного заявления Президента ЧРИ, Ильяса Мусаева и Хизира Джабраилова вежливо попросили из страны.
Виновниками всего этого явились представители ЧРИ, которые не довели до президента предложения иранской стороны.
О том, что сам Президент ЧРИ Аслан Масхадов ничего не знал об этой инициативе иранцев и никто из наших представителей с ним не говорил на эту тему, Ильясу Мусаеву стало ясно после того, как в один из дней в 2001 году, в Стамбуле, в офисе представительства ЧРИ, его соединили с Асланом Масхадовым, и в присутствии И. Минкаилова, Х.Джабраилова и В. Тутакова, он лично задал этот вопрос Аслану Масхадову.
Все присутствовавшие в офисе люди слышали, как Аслан Масхадов удивленно ответил, что он в первый раз слышит о такой важной инициативе, добавив, что если бы он, в то время, был извещен об этом, то, незамедлительно сделал бы это заявление.
Вот так, преступным образом, была загублена возможность использовать Иран в роли посредника между Россией и ЧРИ в деле прекращения русско — чеченской войны.
Аслан Самадов
Chechenews.com
30.05.17.