По результатам 2023 года пропавшими без вести в базе розыска числятся 1608 жителей Чеченской республики. Их число остается практически неизменным в последние десять лет. При этом регион занимает второе место после Москвы по количеству разыскиваемых, следует из свежей статистики МВД.
В целом по России в прошлом году пропавшими без вести числилось 36 тысяч человек. Среди регионов на первом месте – Москва. Здесь 2014 человек пропало без вести. В Чечне, население которой примерно в девять раз меньше, 1608 разыскиваемых.
Для сравнения, в 2022 году в регионе официально значился 1601 пропавший. В 2008 году – 793 человека, в 2009 году – уже 1014 разыскиваемых. Десять лет назад, в 2013 году – 1638.
Пятое место в рейтинге у Краснодарского края с 1139 пропавшими без вести. Далее с большим отрывом среди южных регионов идут Ростовская область (574), Ставропольский край (545), Волгоградская область (538). В Дагестане пропавшими без вести в прошлом году официально числились 301 человек, в Кабардино-Балкарии – 182, в Астраханской области – 173.
Среди регионов с минимальным числом пропавших без вести Ингушетия (127 человек), Калмыкия (106) и Адыгея (100).
Только по официальным данным МВД, с 2018 по 2021 годы в Чечне пропало около 5 тысяч человек, в реальности это число может быть выше. Вместо того чтобы решить проблему массовых похищений, российские власти распространили эту практику на другие подконтрольные территории, считают правозащитники.
- Международная правозащитная организация Amnesty International в апреле также направила в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека представление о ситуации с правами человека в России. В нем отмечается «критическое» ухудшение положения за последние пять лет, выразившееся, помимо прочего, в «росте числа политически мотивированных преследований, принятии все более репрессивного законодательства, почти тотальной безнаказанности за нарушения прав человека». В частности, приведены примеры нарушений прав человека в Чечне.
- Правозащитники подчеркивают, что «критиков местных властей в Чечне произвольно арестовывают и подвергают насильственным исчезновениям на фоне царящей в регионе безнаказанности». Это утверждение подтверждают примеры Салмана Тепсуркаева, модератора чата оппозиционного телеграм-канала 1ADAT, которого кадыровцы похитили, подвергали пыткам и предположительно убили, и Заремы Мусаевой, матери правозащитника Абубакара Янгулбаева, похищенной кадыровцами в Нижнем Новгороде и обвиненной в нападении на полицейского.
Chechenews.com
25.01.24.