Главная » Все Новости » Главная новость » Чечня теперь уже никогда не станет составной частью России, инша-Аллах!

Чечня теперь уже никогда не станет составной частью России, инша-Аллах!

БАЙ-ТОГХЕ: уроки истории. (Продолжение, 3)

Чеченцы вовсе не являлись в истории народом неспособным с кем-либо договариваться, как обвиняют их в этом российские историки.

Просто мировые державы не брали чеченцев в расчёт из-за их малочисленности и отсутствия у них тех социально-политических институтов, которые были бы понятны их противнику, и которые он признавал бы правомочными.

То есть чеченцы не имели обычного в то время феодального государственного образования. Вследствие всего этого с чеченцами не хотели говорить на равных сильные мира сего.

Насколько русская бравада не освоила урок Бай-тогхе, видно и из того, как почти через сто лет после него в 1807 году 10-тысячный корпус генерала Булгакова вторгся в Чечню, где вновь после Каплан-Гирея положил в Ханкальском ущелье более чем половину своих войск и вернулся за Терек ни с чем. Не в силах покорить Чечню царские войска укрепились по естественному рубежу на реке Терек, и устроил заслон из казачьих станиц против неукротимых чеченцев.

Малонаселённые затеречные земли чеченцев оказались оккупированными. Чеченцы не раз бившие у себя дома русских не смогли, преодолев этот рубеж противника выгнать его за пределы родных степей Кавказа. Была очевидна патовая ситуация и необходимость её юридического оформления. Любая здравомыслящая страна постаралась бы наладить партнёрские отношения, заключив мирный договор с соседом, который имеет уже проверенную в деле закономерность не гнуться перед силой. Любая другая страна, но не Россия.

Российская политическая элита, состоящая, прежде всего, из генералитета, искренне не могла поверить в то, что столь малочисленный и «дикий» народ может бить российскую армию, не раз крушившую регулярные армии мировых держав. Каждую очередную победу чеченцев они считали банальной случайностью, роковым стечением обстоятельств и ещё чем угодно, но не действительной победой чеченской народной армии над выигравшей много крупных сражений на Востоке и Западе российской армией.

Затянувшееся сопротивление чеченцев они также сводили к дикости нрава, который можно все же укротить силой. А российские цари вообще все малые народы вокруг России считали дикарями достойными только завоевания и «окультуривания», т.е. ассимиляции. Но завоевать Чечню не удавалось на протяжении 137 лет, считая от петровского Каспийского похода и до пленения имама Шамиля. И даже завоевав Чечню в 1859 году, покорить её народ России так и не удалось, потому что систематические восстания и акты неповиновения российским властям продолжались вплоть до 1991 года, когда вновь была провозглашена независимость Чечни.

Не удавалось, потому что чеченцы не терпели заносчивости над собой не от кого. Не для того они столетиями в жесточайшей внутренней борьбе вырабатывали, а затем и отстаивали социальный институт гражданской справедливости и равенства «оьзда нах хилар», чтобы его затем попрали оккупанты. Именно из-за покушений на свои жизненные устои, культивированные столетиями неимоверными усилиями народа, а не из-за дикости, безумия, непокорности и тем более не из-за амбициозности своих лидеров как любить констатировать сей факт российская бравада, чеченцы наотрез отказывались подчиняться произволу российских режимов.

Урок Бай-тогхе преподнесённый чеченцами Перту Первому не был понят Российской империей, как смогли в этом убедиться наши современники, даже 272 года спустя. Танковая армада новой «демократической» России в конце 1994 года опять пошла войной на провозгласившую независимость Чеченскую республику, и новый царь-президент России вновь получил «дань» в виде разгромленной Майкопской мотострелковой бригады.

Чеченцы, как мы покажем в дальнейшем на исторических фактах, за трёхвековой период российской экспансии на Кавказе не раз предлагали России союзный договор при сохранении полного внутреннего самоуправления Чечни. В каждом отдельно взятом случае это были взаимовыгодные предложения, когда Чечня как самостоятельный анклав органически вписывалась в Российское имперское пространство. Чем-то подобным можно считать и то, что предлагали России Джовхар Дудаев и Аслан Масхадов, осознавая, что прижмуриванием глаз от соседства с мировой державой не избавишся и выражавшееся словами «отдельные суверенные государства, единое экономическое и оборонное пространство».

Но тогда, как и сейчас каждый раз в ответ следовали ультиматумы о полной и безоговорочной капитуляции. Это остужало сердца чеченских лидеров, и обыкновенная логика вещей им подсказывала, что под железной лапой столь несговорчивой и жестокой империи чеченский народ может ожидать только медленной смерти.

Царизм, а затем коммунисты сами своими надменными репрессивными действиями выковывали из чеченского народа непримиримого противника российской империи. То, что сегодня делает «демократическая» Россия в Чечне уже никогда не позволить ей держать на её территории свою администрацию без опоры на военную силу. Чечня теперь уже никогда не станет составной частью России, инша-Аллах!

(Продолжение следует)

Djamboulat Souleimanov

Chechenews.com

09.05.19.