Антитеррористическая операция на Донбассе закончена. Теперь она будет называться операцией Объединенных сил. Это означает, что вся власть на востоке страны подчинена военным. Фактически создается Объединенный оперативный штаб (ООШ) на территории Донецкой и Луганской областей, руководить которым сможет один человек — президент. Он сможет решать: проводить тут выборы или нет.
Шаг к диктатуре?
Решение об отмене АТО было принято после подписания закона о деокупации Донбасса. По словам начальника Генштаба ВСУ Виктора Муженко, возглавит новый штаб другой человек, его кандидатура уже отобрана и будет согласована с президентом. «Это человек, имеющий боевой опыт и достаточно навыков, знаний и квалификации для того, чтобы выполнять такие задачи», — сказал Муженко.
Военный эксперт Олег Жданов объясняет, что произошло. «Сейчас фактически узаконили действия Вооруженных сил на востоке, и у нас появилась вторая Нацгвардия, которая подчиняется президенту. В отличие от существующей Нацгвардии, она может применять тяжелое военное вооружение. Все это на самом деле противоречит существующей Конституции. И еще один шаг к диктатуре», — считает военный эксперт Олег Жданов.
По его словам, на востоке будет создан Объединенный оперативный штаб, подчиняться которому будут главы областных военно-гражданских администраций, военные, находящиеся на той территории. «Финансовые потоки, МВД, СБУ, Нацполиция и даже та же контрабанда — все будет управляться из штаба. А приказы ему единолично может отдавать президент», — говорит Жданов.
Впрочем, генерал-лейтенант, экс-глава штаба АТО Игорь Романенко считает, что данный закон должны были принять еще в 2014 году, поскольку он позволяет урегулировать процессы, происходящие в зоне АТО на Донбассе: «Этот документ фактические помогает узаконить эту ситуацию и дает возможность усовершенствовать проведение АТО, централизовать управление, объединить силы, которые находятся на оккупированной территории и подчинены этому Объединенному штабу.
Новый штаб во главе с начальником, назначенным президентом, будет руководить всеми структурами в зоне АТО: Нацгвардией, МВД, СБУ, полицией. Кроме того, если будет введено военное положение, то ему же будут подчиняться военно-гражданские структуры, которые уже функционируют на временно-оккупированных территориях. Дополнительная мобилизация гражданского населения будет производиться только в случае активизации агрессии, когда встанет вопрос о введении военного положения».
Для гражданских все по-старому
Будут ли выборы на этих территориях, пока остается нерешенным вопросом. «С выборами непонятно. На неподконтрольной территории их точно не будет, а вот что касается территории зоны АТО, то тут еще должны определиться с границами особой зоны, возможно, их и расширят», — считает Жданов.
Политолог Андрей Золотарев также говорит, что фактически для украинцев, в т. ч. и тех, кто проживает в зоне АТО, ничего не меняется. «Просто задним числом подогнали закон под сложившиеся обстоятельства. Ведь не может быть АТО четыре года. Нашли такие формулировки. Вялотекущий военный конфликт остается — что называется, ни мира, ни войны. Фактически даны большие полномочия президенту, и теперь в его власти разрешить или запретить, например, выборы в парламент или выборы президента на отдельных территориях. Учитывая, что настрой местных жителей к власти там другой, то почему бы и нет. Мы же видим как меняется политический баланс», — считает Золотарев.
С ним согласен и политолог Кирилл Молчанов. «Благодаря этому документу произойдет переподчинение Нацгвардии президенту, а также он теперь может вводить военное положение», — говорит Молчанов.
Chechenews.com
24.02.18.