Импортозамещение у нас, конечно, на высоте, сайт Сделаноунас.Ру врать не станет. Но завод Камаз уже рассматривает вопрос о приостановке производства по банальной причине — значительная часть комплектующих приходит из Китая, а там известно что творится.

Ничуть не удивлюсь, если и другие флагманы отечественного производства готовятся к примерно тому же. Вот если бы у нас была новая конституция, с путинскими поправками, то, конечно, никаких проблем. А так придется замирать в ожидании, пока китайцы перестанут чихать.

Камаз, между прочим — оборонное предприятие. Которое должно обеспечить армию любым потребным количеством автомобилей. Так что теперь мы точно знаем — если завтра война, то эвакуировать заводы за Урал никакого смысла нет — они все равно будут стоять мертвым грузом уже через два месяца. Воевать будем на телегах, хотя и тут проблема — лес вывезли китайцы.

В Китае, кстати, всё ещё весьма напряженно и непонятно. За сутки сразу 2 тысячи новых зараженных, причем это коррелирует с появлением у китайцев новых 15-минутных экспресс-тестов. Как только они появились — сразу полезло вверх и число зарегистрированных больных. Вирус при дальнейших исследованиях оказывается весьма непростым — он передается вообще через всё: и воздушно-капельным, и через животных, и через выделения и экскременты. И через людей, конечно.

Более подробно становится известно и о лаборатории в Ухане. Она занималась как раз исследованием патогенов, передающихся от животных к людям, причем отмечается крайне низкий уровень систем безопасности лаборатории — впрочем, китайцы вообще к вопросам безопасности всего всегда относились крайне небрежно. Так что как именно мог утечь вирус из уханьской лаборатории, вопрос не самый актуальный — да как угодно.

Китай запросил помощи у Евросоюза. Что, скажем осторожно, говорит о крайне большом количестве неразрешимых проблем. Обычно обращение за помощью к внешним партнерам говорит о несостоятельности стратегии борьбы с проблемой или о низком уровне развития. Китай вроде вполне развит, но помощь, причем срочная, ему уже требуется. Масштаб трудностей, с которыми он столкнулся, явно превосходит его возможности.

Наконец, пришло первое сообщение о смерти зараженного за пределами Китая — в Азии. Эпидемия всё ещё растет, а потому прогнозировать, когда именно ее масштаб хотя бы стабилизируется, невозможно.

*  *  *

Первый рабочий день в Китае после лунного нового года. Хотя рабочий лишь по названию, так как отправлена в отпуск еще на неделю почти половина промышленности. Биржа между тем работает, и там настоящий «черный понедельник»:

Падает всё:

Shanghai: -8.13%
Shenzhen: -8.30%
CSI 300: -8.17%
ChiNext: -6.56%
Железная руда: -8%
Медь: -6.6%
Сталь: -7.5%
Резина: -9%
Хлопок: -7%
Алюминий: -3.2%

Динамика эпидемии, между тем, постепенно становится более пологой. Если чуть ранее число заболевших увеличивалось почти на треть каждый день, теперь — лишь на четверть. Если тенденция сохранится, то через две-три недели динамика станет пологой и стабилизируется. Но это все очень неточно, а потому к тревожным новостям медицинского характера добавилась и экономика.

Зараженные появились и в Индии. Учитывая предельно низкий уровень массовой медицины в этой второй по населенности стране (до Китая ей как Рогозину до Марса), Индия вполне может переплюнуть китайцев в плане рисков.

*  *  *

Снова о Китае, но тут уже прямо о нас, как энергетическом придатке. Потребление нефти в Китае упало на 20% — с 14 млн баррелей в сутки до 11 млн. Пока это не тенденция, но падение цены на нефть уже составило за время с 20 января 10%

Такого сокращения рынка Китая не было со времен кризиса 2008 года. Что вынуждает предполагать и более худшее развитие событий, если не появится хоть какая-то определенность. Пока есть лишь модели улучшения ситуации, но насколько они реалистичны — сказать сегодня сложно.

*  *  *

Китай ввел карантин и закрыл портовый  город Веньчжоу в 700 км от Уханя. Это не самый крупный порт страны, но тенденция налицо: карантинные мероприятия вплотную подошли к побережью. В случае, если будет введена карантинная блокада в крупных и значимых портах страны, это приведет уже к серьезному экономическому коллапсу, пусть и временному. Если же учесть, что карантин должен вводиться на срок не менее инкубационного периода (а скорее всего, на время, кратно превышающее таковой), то экономика Китая попадает в крайне тяжелое положение.

ОПЕК собирается в ближайшие дни на чрезвычайное собрание технического комитета с единственным вопросом спасения рынка от краха. Нефтяные контракты уже подешевели на 15%, а новости из Китая не дают никакой определенности. ОПЕК должна будет решать вопрос о существенном сокращении добычи нефти, причем не стоит забывать, что за пределами ОПЕК находятся США, не связанные с его решениями никакими обязательствами, а значит — американцы будут весьма неопределенным фактором любого решения, которое примет ОПЕК.

Роснефть, которая экспортирует в Китай до 60% своей добычи, в этих условиях попадает в зону риска. С Газпромом проще, но в случае замедления китайских показателей неизбежно возникнут проблемы в Европе, а значит — помимо теплой зимы, переизбытка газа на европейском рынке, помимо упавших цен можно будет ожидать еще и резкого сокращения спроса на газ. На фоне чудовищных и практически неокупаемых вложений в трубопроводы Потоков дела Газпрома начинают выглядеть совсем нерадужно.

Мюрид Эль

Chechenews.com

04.02.20.