Скандал вокруг предполагаемого прослушивания телефона канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) вызвал глубокое возмущение на немецкой политической сцене. Переговоры с США по поводу свободной торговли оказываются под вопросом, министр внутренних дел грозит применением нормы закона. Но к чему это приведет?
Как должно в будущем проходить общение Барака Обамы и Ангелы Меркель? Должна ли канцлер попытаться поднять настроение небольшой шуткой? Например, когда она начнет говорить американскому президенту о новых идеях стабилизации еврозоны, возможно, ей стоит добавить: «Но ты уже, наверное, об этом знаешь, не правда ли?». Смеяться ли Обаме над подобной шуткой?
На самом деле ситуация далеко не смешная. Предполагаемое прослушивание телефона Меркель американскими спецслужбами, начавшееся еще в 2002 году и выявившееся в ходе расследования журнала SPIEGEL, наверное, на долгое время скажется на отношениях между США и ФРГ. И неважно, знал ли Обама о прослушке или нет. Доверие является фундаментом любого партнерства. Но теперь его нет. «В политическом плане это крайне негативно», — сказал в воскресенье министр иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) (СвПГ). Американская акция грозит «разрушить соединяющие нас связи», отметил Вестервелле.
Возмущение в Берлине велико, все взволнованы «жеманством мировой державы». Конечно же, правительству ФРГ не может нравиться активность американских спецслужб. Теперь все активно взывают к соответствующим мерам. При этом каждый знает, что Германии нужна Америка, она зависит от помощи агентов АНБ и ЦРУ в борьбе с террористической угрозой, а также в кризисных областях. Сегодняшние призывы являются, прежде всего, знаком бессилия. Как велико негодование во всех партиях, так велика и их беспомощность.
Некоторые видят рычаг давления в запланированном трансатлантическом соглашении о свободной торговле. Министр экономики Баварии Ильзе Айгнер (Ilse Aigner) (ХСС) требует на страницах SPIEGEL заморозки переговоров до прояснения ситуации. Но что значит — «до прояснения»? Факт прослушивания разговоров уже не подлежит сомнению. Когда же продолжатся переговоры? Кроме этого существует множество ограничений для приостановки переговоров. Неудивительно, ведь это соглашение в интересах Берлина. Результаты недавно проведенного исследования показали, что, прежде всего, Германия будет выигрывать от свободной торговли; могут возникнуть десятки тысяч новых рабочих мест.
В договоре об отказе от шпионажа Германия и Франция хотят еще в этом году закрепить с США правила сотрудничества своих спецслужб. «Нам бы этого никогда не предложили, если бы высказывания американцев о соблюдении в Германии права и норм закона не соответствовали действительности», — отметил несколько недель назад глава ведомства канцлера Рональд Пофалла (Ronald Pofalla) (ХДС). Пофалла ошибался, заверения АНБ стоили немногого. И нужно задать вопрос: какова тогда ценность соглашения об отказе от шпионажа? О каких санкциях идет речь, если гарантии снова не выполняются?
Министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих (Hans-Peter Friedrich) (ХСС) грозится в газете Bild am Sonntag показать американским шпионам всю жесткую силу закона. Из его уст это звучит особо нелепо, Фридрих относился в истории с АНБ к числу главных «умиротворителей». Вместе с тем, если взглянуть на практику, его слова звучат скорее отчаянно. Как он себе это представляет? Как немецкие следователи прогуливаются по американскому посольству, проводят досмотр и выводят подозреваемых? На пути этого решения стоит не буква закона, а дипломатические реальности. Когда прокуроры однажды захотели разыскать американских агентов, которые в 2003 году похитили имама в Милане и далее из Германии вывезли в подвал для пыток в Каире, следователи не двинулись с места. Связано это было не с недостающими следами, а с недостающей помощью из США.
Как возможная часть внутриполитической разведки все вероятнее рассматривается следственный комитет. И СДПГ, которая сейчас ведет переговоры с Союзом об образовании коалиции, поддерживает эту идею. Как именно может выглядеть заказ, неясно. Президент Обама вряд ли появится на допросе в качестве свидетеля. И с разоблачителем Эдвардом Сноуденом этого добиться нелегко. Речь будет идти, прежде всего, о национальных упущениях. Но поскольку, по всей видимости, ХДС, ХСС и социал-демократы объединятся в коалиции, они вряд ли набросятся на самих себя. Восстановление пошатнувшегося доверия в защиту частной сферы при помощи следственного комитета, как это говорил глава фракции СДПГ Томас Опперманн (Thomas Oppermann), хоть и достойная цель, но вряд ли реализуемая таким органом задача.
Но речь идет именно об этом — о восстановлении доверия. Релизация этой задачи займет много времени, возможно, годы. Соглашения, комитеты и красивые слова, в любом случае, нескоро сгладят трещины в отношения между Германией и США.