Недавно в Латвии гостил руководитель фонда памяти «Жертвы коммунизма» Ли Эдвардс, возглавляемая которым организация сейчас собирает средства для строительства в столице США Вашингтоне мемориала жертвам идеологии коммунизма. В интервью LA он рассказал о намерениях фонда и о уже проделанном в просветительской работе о коммунизме и его последствиях.
— Вы намерены создать в Вашингтоне мемориал жертвам коммунизма. Почему в наши дни это важно?
— Мы можем говорить о 100 миллионах жертвах коммунизма в мире. Эта цифра из книги шести французских интеллектуалов «Бог, который провалился», изданной уважаемым издательством Harvard University Press. Более 20 лет назад пала Берлинская стена, существовал взгляд, что коммунизм разгромлен, и мы можем быть уверены, что он никогда не вернется.
Однако о жертвах коммунизма забывать нельзя. В 2007 году в Вашингтоне мы открыли памятник жертвам коммунизма. Это изображение Богини демократии – такой памятник в свое время стоял в Китае, на центральной площади Пекина Тянь Ань Мэнь. Мы создали виртуальный музей жертв коммунизма, а недавно закончили подготовку учебного предмета для средних школ.
Фонд «Жертвы коммунизма» работает в сфере исследования памяти, прошлого, настоящего и просвещения. В мире до сих пор пять коммунистических государств, и угнетение этими режимами осуществляется так же жестко, как раньше. Что касается памятника, то нужно сказать, что каждый год к нему приходят дипломаты многих стран, а также люди, которые были жертвами коммунизма, — китайцы, вьетнамцы, корейцы и кубинцы. Закон о нашей организации был принят в то время, когда президентом был демократ Билл Клинтон, а открыт памятник, когда у власти находился президент от республиканцев Джордж Уолкер Буш.
Еще один способ того, как мы вспоминаем причиненный коммунизмом вред, — это награда Трумэна-Рейгана за заслуги в сопротивлении коммунизму. Название медали символично, потому что холодная война началась при демократе Гарри Трумэне, а Рональд Рейган, будучи республиканцем, многое сделал в борьбе против коммунизма. Впервые награда была присуждена в 1999 году, и в числе ее первых получателей руководитель литовского движения за независимость «Саюдис» Витаутас Ландсбергис.
— Что делает государства Балтии особенными в контексте коммунистического прошлого?
— У США были особые связи с государствами Балтии, когда СССР их оккупировал, мы оккупацию и аннексию не признали. Правительство США издало декларацию Самнера Уэллса. В музее мы должны рассказывать людям понятные истории, и в случае Балтии вдохновляют Песенная революция и Балтийский путь. В Риге я посетил Музей оккупации — господин Ноллендорфс проделал замечательную работу, и мы будем делать то же самое, вдохновленные вашим музеем. Выставки музея будут посвящены отдельным странам, например, России, Китаю, специальная выставка будет посвящена Балтии. Будет также зал героев, боровшихся против коммунизма. Мы можем соорудить в музее бараки ГУЛАГа с деревянными нарами, и, когда человек будет входить в помещение, температура понизится. Хотим показать в музее также вагоны, в которых людей депортировали в Сибирь. Также хотим разместить сторожевую вышку Берлинской стены.
— Сколько средств необходимо для создания музея и где вы будете их искать?
— По законам США мы не можем претендовать на государственные средства для такого мемориала. Мемориал холокоста в Вашингтоне тоже построен на частные средства. Поэтому мы надеемся на поддержку общественных организаций. У правительства США, может быть, попросим помещение для мемориала, а также привлечем финансирование из-за рубежа. Венгрия уже выделила миллион, который мы израсходуем на создание команды и на кампанию по сбору пожертвований. Общая необходимая сумма – 100 миллионов долларов США, одна ее половина предусматривается для музея, вторая – для структуры, которая будет заниматься просветительской работой. Наша цель – начать строительство в 2017 году в память о 100-летии большевистской революции в России.
— Размер страданий можно измерить не только человеческими жертвами, но также экономически и социально…
— Коммунизм – это псевдонаука, которая маскировалась под экономическую систему и реализовалась военной силой. Она была построена на зыбучем песке. Коммунизм повлек политические, экономические и стратегические последствия. У нас не было бы вьетнамской и корейской войн, если бы не было коммунизма. Второй мировой войны не было бы, если бы в 1939 году не был заключен пакт Молотова-Риббентропа. Экономические последствия мы видим в государствах Балтии и в Центральной Европе – они страдали от коммунизма несколько десятков лет. В то же время Западная Европа экономически развивалась лучше. Каждый, кто жил в 20-м веке, пострадал от коммунизма, и об этом мы должны просвещать людей.
— В Латвии есть ученые, которые подсчитали причиненный во времена оккупации СССР ущерб. Стоит ли требовать от России компенсацию?
— Я не комментирую внутренние дела Латвии, это вопрос местной политики.
— Можно ли поставить знак равенства между нацизмом и коммунизмом*
— Холокост был самым большим злом. Коммунизм – тоже большое зло, но нацизм был особым злом, которое неописуемо. Я обратил внимание, что Европейский парламент подготовил резолюцию, чтобы высказать политические суждения и о нацизме, и о коммунизме.
— В Латвии учителя русскоязычных школ ведут детей к так называемому Памятнику Победы и рассказывают свою версию об истории. Как эту проблему решать?
— Живя при демократии, нельзя запретить людям говорить, но вместе с правами есть обязанность говорить правду. Это должны делать Министерство образования, Министерство обороны и учителя. Это не правда, что Латвия добровольно вступила в СССР. Правда то, что я видел в музее оккупации.
— Как вы можете охарактеризовать современных американцев, есть ли у них понимание о коммунизме и о наследии его идеологии?
— Не у всех американцев есть знания об этом. Когда мы создавали предмет для школ, который охватывает коммунизм от Маркса, Мао до наших дней, мы направили его учителям во всей стране. Им это показалось интересным. Не только школьников надо просвещать в вопросах коммунизма, но и учителей.
— Каких людей вы назвали бы героями в борьбе против коммунизма?
— Это Вацлав Гавел, Лех Валенса, Андрей Сахаров, Иоанн Павел II – это были четыре великих борца, но есть и многие другие.
— Было ли назначение Кароля Войтылы Папой тактическим ходом Ватикана, чтобы выступить против коммунизма?
— Он жил при коммунистическом режиме как священник и кардинал и все испытал на собственной шкуре. Знаковым был его первый визит в должности Папы в Польшу, во время которого он подчеркнул: «Не бойтесь». Это воодушевило людей, и создалось движение «Солидарность». Польша показала пример. Попытка убить Иоанна Павла II продемонстрировала, каким большим было его политическое влияние.
— Каковы современные вызовы в отношении коммунизма?
— До сих пор есть пять коммунистических государств. С четырьмя – Лаосом, Вьетнамом, Китаем и Кубой – мы можем работать: говорить о нарушениях прав человека и реализовать экономические санкции. Активистам можем присуждать награды. Северная Корея – это отдельная история, это тоталитарное отделенное от мира государство. Большой вызов в наши дни — образование. При посредничестве современных технологий сказать правду намного легче. У нашего сайта тысячи посетителей, в том числе из Китая, Вьетнама и с Кубы. Даже Китай со своими 80 миллионами членов компартии не может повлиять на все население в 1,3 миллиарда. Свобода превзойдет все.