УЕФА мягко наказал российскую команду за пещерный расизм ее болельщиков
Александр Серегин — специально для «Новой»
В среду контрольно-дисциплинарный комитет УЕФА вынес вердикт в отношении футбольного клуба ЦСКА согласно «делу о расизме», которое началось по окончании матча третьего тура Лиги чемпионов на «Арене Химки».
Тогда в итоговом протоколе появилась запись румынского арбитра Овидиу Хацегана о том, что полузащитник английского клуба «Манчестер Сити» Яя Туре по ходу встречи слышал расистские выкрики и уханье из фанатского сектора. Жалобу Туре, давшему после случившегося не одно пространное интервью, обсуждал весь футбольный мир, ЦСКА и Россия защищались, с Запада нападали, особенно рьяно — из Англии, европейский КДК грозил санкциями.
Вечером неприятные, но не очень страшные известия из швейцарского Ньона наконец пришли: в последнем матче группового турнира Лиги чемпионов против мюнхенской «Баварии» ЦСКА как провинившийся хозяин обязан частично закрыть фанатский сектор на «Арене Химки». В эти же самые минуты на фанатской гостевой трибуне стадиона «Шинник» в Ярославле происходило то, о чем УЕФА не подозревает и что его вроде бы не касается: приехавшие на кубковый матч фанаты московского «Спартака» «месились» с местным ОМОНом. Привычное дело: файер-шоу, флаг со свастикой, вырванные кресла, водометы, прерванный на двадцать минут и чудом доигранный матч.
Две истории соединились случайно, химкинская на фоне ярославской выглядит раздутым до неприличия пустяком, но нам от этого не легче. Европейские футбольные чиновники, озабоченные участившимися проявлениями расизма, дуют на воду, а ярославским омоновцам не хватает воды, чтобы залить конкретный пожар. Европа слышит обиженного Яя Туре, но к оценке ситуации подходит с привычными для себя мерками.
Конечно, английская пресса переборщила с обсуждением инцидента в Химках, на который по ходу встречи разве только Туре и обратил внимание (игравший на Украине ивуариец даже слишком хорошо понимает русский язык). До всеобщей поддержки идеи бойкотировать проведение чемпионата мира-2018 в России дело еще не дошло (темнокожий полузащитник и такую мысль высказывал), но возможность насолить русским проигравшие тендер англичане вряд ли могли упустить. Наиболее рьяных, конечно, поправили и в УЕФА, и в ФИФА на мировом уровне, но дело-то по большому счету не в злопыхателях, а в нас. Мы-то понимаем, какие бездны скрываются за понятием «болеть по-русски» в нынешнем его состоянии.
Президент ЦСКА Евгений Гинер в ответ на обвинения Яя Туре буквально взвился, назвав происходящее бредом, а в качестве одного из контраргументов привел список темнокожих игроков ЦСКА, которые в тот момент тоже находились на поле — своих болельщики ЦСКА «обезьяньим образом» вроде как не оскорбляют. Расизма в России не больше, чем везде, и с ним, как заявил президент Российской профессиональной футбольной лиги Сергей Прядкин, борются. Российское футбольное сообщество в основном поддержало «антианглийскую» позицию — за двойные стандарты и нежелание критиков «на себя оборотиться».
Но, как бы то ни было, выкрики, обидные кричалки и обезьянье уханье, пусть и не масштабное, на «Арене Химки» были, что и зафиксировали камеры. Румынский судья на обращение Яя Туре прореагировал как надо, попросив в соответствии с правилами сделать объявление по стадиону, однако директор-организатор это проигнорировал, да и «приматы» из числа фанатов вроде притихли. Но машина уже завертелась, вовлекая в обсуждение случившегося чуть ли не весь футбольный мир. России в лучшем случае предписывали разного рода рекомендации, вроде сентенции от вице-президента ФИФА Джима Бойса: «Российская Федерация должна гарантировать, что подобные инциденты прекратятся, потому что они происходят слишком часто… Нужно искоренить расизм, и единственный способ — принять серьезные меры против людей, которые это делают. Нужно запретить им смотреть матчи».
Легко сказать, если, по сути, даже с принятием пресловутого «закона о болельщиках» в плане изменения российской околофутбольной ситуации не сделано ровным счетом ничего. Что и доказало противостояние фанатов и ОМОНа в Ярославле — ультрас будут делать, что хотят и где угодно. Что касается воспитания «толерантности в обществе», то здесь не Европа, здесь помимо отвратительных проявлений расизма вызревает и такой пещерный национализм, перед которым уханье на стадионе может показаться невинной забавой.
Но то, что происходит за пределами стадионов, УЕФА и ФИФА не касается. До поры до времени, естественно.
Источник: www.novayagazeta.ru
01.11.13.