Депутат от «Единой России» Евгений Федоров предложил принудительно объединить всю российскую прессу в саморегулируемые организации под присмотром государства. По мысли Федорова, это поможет открыть россиянам «правду о том, что Россия — колония США».
В проекте поправок к закону «О средствах массовой информации», которой Федоров и его товарищ по фракции Антон Романов официально внесли в Госдуму в четверг, предлагается объединить редакции средств массовой информации в региональные и федеральные саморегулируемые организации (СРО), которые сами разработали бы правила работы и этический кодекс для прессы и наказывали своих членов за нарушения вплоть до лишения права на деятельность.
«Мы привили (именно так написано в оригинале — прим. Би-би-си) только несколько пропагандистских клише, а их сотни, но все они объединены одной целью – скрыть от жителей России правду о том, что мы – колония США. И построена это пропагандистская машина на тотальной лжи. Именно поэтому, межфракционная группа депутатов Госдумы «Российский суверенитет» разработала и внесла законопроект о саморегулировании СМИ, который должен положить, в основу деятельности российских средств массовой информации, простой принцип – «врать нельзя», который автоматически разрушит всю оккупационную пропаганду», – так обрисовал предназначение закона Евгений Федоров в Нажать статье «Цензура и ложь в СМИ» на своем сайте.
В беседе с Русской службой Би-би-си Федоров сделал акцент на другом.
По его словам, закон направлен против «избыточного государственного регулирования» и представляет собой шаг вперед в совершенствовании норм и демократизации в сфере средств массовой информации.
Против госрегулирования и оккупации
«Мы понимаем, что в целом государственное регулирование плохо в этой части работает, и журналисты смогли бы лучше здесь навести порядок — ну, например, чтобы средства массовой информации перестали, ну, например, врать, что у нас происходит очень часто», — сказал Федоров bbcrussian.com.
В своем проекте Федоров и Романов предлагают, чтобы в руководстве национального объединения СРО СМИ не менее 25 процентов составляли «представителей Правительства Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, общественных организаций, научной общественности и иные независимые члены».
В законе о саморегулируемых организациях, на который опираются депутаты, положений о национальном объединении и квоты для представителей властей «и иных независимых членов» нет.
«Выстроена жесткая и эшелонированная система управления прессой и СМИ в целом в интересах внешнего манипулятора, находящегося за пределами России […] Сломать эту систему просто так не получится, ибо выстраивали ее многие годы. […] И всё же первый шаг на этом большом пути скоро будет сделан. После общественной дискуссии по данному проекту Закона и внесения в него необходимых поправок, он будет внесён в Госдуму и, в случае принятия, изменит всю систему функционирования всех СМИ на всём пространстве России от Камчатки до Калининграда», — писал этим летом, после обсуждения законопроекта в Госдуме, журналист Дмитрий Терехов, который назвал себя членом рабочей группы по подготовке проекта.
«Позиции откровенно антигосударственных СМИ будут существенно ослаблены, а их деятельность попадет под контроль всего журналистского сообщества, роль которого существенно возрастет», — продолжал Терехов. В октябре Терехов погиб — его сбила машина.
Попытки додавить
«Я лично оцениваю эти попытки как желание поставить под еще больший контроль те немногочисленные средства массовой информации, которые стараются предоставлять возможность выражать свои точки зрения тем людям, которые, может быть, не нравятся представителям власти, представителям бизнеса», — сказал Би-би-си секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиа-рынок» Владимир Касютин.
Касютин напомнил, что в течение 20 постсоветских лет в России было множество попыток придумать какие-то уставы и кодексы, которые бы соблюдало все журналистское сообщество, но все они оказались полностью или в основном безуспешными, поскольку это сообщество очень разрозненно.
«А в данном случае ситуация еще хуже, потому что пытаться силой заставить саморегулироваться наше сообщество — это совершенно бессмысленно», — считает Касютин.
Судьба «политических» законопроектов, внесенных депутатами Госдумы, в России всегда зависит от позиции администрации президента и исполнительной власти в целом.
Проекты, подготовленные в администрации или правительстве, даже внесенные от имени депутатов, проходят Госдуму без задержек, и наоборот: «самодеятельные» проекты, даже подготовленные депутатами от партии власти, могут получить отрицательное заключение правительства, администрации президента и правового управления Госдумы и оказаться отклоненными.
Подозрение на проверку
Евгений Федоров не стал говорить, к какой из категорий относится этот его законопроект.
«Мы с этим законом не спешим и готовы его совершенствовать — он же уже пять лет пишется — с учетом разных мнений и предложений», — сказал депутат.
Владимир Касютин не знает, был ли этот проект инициирован верховной властью, собственная ли это инициатива Федорова или же результат чьего-то лобби, но кое-какие предположения у него есть.
«Я думаю, что какие-то интересы каких-то людей здесь есть — скорее всего, не каких-то высокопоставленных людей в органах власти, сколько людей, которые занимаются политическими технологиями, — сказал Касютин Русской службе Би-би-си. — Я подозреваю, что это в какой-то степени и проверка нашего сообщества: как будут реагировать на это всё журналистские коллективы, издатели, собственники».