Главная » Все Новости » События » Сталинский шпион Григулевич – посол под ложным флагом

Сталинский шпион Григулевич – посол под ложным флагом

Когда речь шла о политике Москвы с позиции силы, костариканский дипломат Теодоро Кастро (Teodoro Kastro) мог проявить все свои способности. Во время холодной войны между Западом и Советским Союзом этот посол центральноамериканского государства получил известность как восторженный союзник Соединенных Штатов.

Однако ключевая проблема оставалась скрытой от его почитателей. На самом деле этого человека звали не Кастро, и он не был родом из Центральной Америки. Москву он знал намного лучше, чем это могли себе представить его западные партнеры.

Иосиф Ромуальдович Григулевич – именно таким было настоящее имя «Кастро» – был одним из наиболее успешных шпионов Советского Союза, а во второй половине своей жизни он стал превосходным экспертом по Латинской Америке. Его истинное происхождение ничего подобного не предполагало.

Суровая школа под испанским солнцем

Там, где Григулевич, собственно, появился на свет, он бы не смог оставаться в течение длительного времени. Он родился в еврейской семье, проживавшей в Вильнюсе, в нынешней столице Литвы, которая в то время принадлежала России. После первой мировой войны Вильнюс аннексировали поляки, а гимназист Григулевуич был не согласен с авторитарным польским режимом, выражавшим интересы богатых землевладельцев. Поэтому еще в молодом возрасте он вступил в нелегальную Коммунистическую партию. Он был арестован и в 1933 году выслан из страны.

Молодой коммунист эмигрировал во Францию, в Париж, где он работал в Коммунистическом интернационале (Коминтерне). После путча крайне правого генерала Франсиско Франко он направился в Испанию и начал там свою карьеру в качестве агента советской спецслужбы НКВД. Он входил в группу, сформированную вокруг резидента НКВД Александра Орлова – он же Наум Белкин по кличке «Швед».

Под предлогом защиты Испанской Республики от фашистов люди Сталина должны были свести счеты с беглыми бывшими товарищами, а также с враждебно настроенными по отношению к Москве представителями левых партий. В мае 1937 года они подавили в Барселоне направленный против центрального правительства вооруженный мятеж левых социалистов и анархистов. Григулевич также принимал в участие в операции, целью которой было похищение бывшего министра юстиции Андреса Нина (Andrés Nin), члена левой социалистической партии ПОУМ (POUM). Нин тесно сотрудничал со сталинским антиподом Львом Троцким и отвернулся от продолжавшей оставаться верной Москве Коммунистической партии. Сотрудники НКВД убили его в июне 1937 года в пригороде Мадрида.

Однако основной целью тайной операции было устранение самого Троцкого, известного также как Лев Бронштейн. Этот вождь большевистской революции в России по приказу Сталина в 1927 году был исключен из партии, а в 1929 году выслан из страны. Предполагаемые сторонники Троцкого в Советском Союзе были в большом количестве осуждены и казнены сталинским режимом.

Задание: убить Троцкого

Этот наделенный даром красноречия мировой революционер с 1937 года жил в городе Мехико и пытался оттуда создать из разнородных левых группировок «четвертый интернационал». В мае 1938 года советская секретная служба направила в Мехико группу киллеров – среди них был и Григулевич.

Будучи опытным сотрудником секретной службы в области «мокрых дел», он в мае 1940 года организовал покушение на Троцкого. Переодевшись в форму мексиканских милиционеров, группа в составе 20 человек совершила вооруженное нападение на дом Троцкого, расположенный в южной части южной части Мехико. В тот раз Троцкий не пострадал. Но спустя три месяца он был убит советским агентом Рамоном Меркадером с помощью ледоруба. Находясь в Испании, Григулевич склонил Меркадера к сотрудничеству с советской секретной службой.

Через несколько недель после смерти Троцкого секретная служба вновь направила Григулевича в Буэнос-Айрес. Нелегальный посланник организовал шпионскую сеть, действовавшую против нацистов и состоявшую приблизительно из 200 человек. Его агенты устраивали акты саботажа, и в первую очередь мишенью подобного рода действий становились немецкие торговые суда.

Однако своего наивысшего успеха Григулевич добился уже после Второй мировой войны. С помощью одного писателя из Коста-Рики  этот советский гражданин получил документы, с помощью которых он смог выдавать себя за сына состоятельного костариканского торговца кофе. Теперь он стал называться Теодоро Кастро.

Его целевой страной была Италия, бывшая в то время союзником Соединенных Штатов, а также активным партнером западноевропейского объединения. Этот мнимый торговец кофе обосновался в 1949 году в Риме. Нехватка персонала в дипломатическом корпусе Коста-Рики позволила ему изменить карьеру и поступить на службу во внешнеполитическое ведомство этой страны. Вскоре он установил контакт с президентом страны Хосе Феррером (Jose Figures Ferrer), который был социал-демократом и политиком, стремившимся к проведению реформ.

Глава государства этой центральноамериканской страны был настолько очарован обаятельным и образованным торговцем кофе, что назначил его дипломатическим представителем в Европе. Этот человек, работавший на Москву под кличкой «Макс», стал послом Коста-Рики в Италии, в Ватикане и в Югославии. Никогда ранее профессиональный агент Москвы не занимал подобного положения на Западе.

Маскировка с помощью кофейных зерен

Все эти три государства представляли особый интерес для Советов: Италия как член НАТО, углублявшая свои отношения с Федеративной Республикой, Югославия из-за своего отпавшего от Москвы лидера Иосипа Броз Тито, а Ватикан тем более. В нем Сталин видел действовавший во всем мире «оплот обскурантизма и реакции».

Григулевич великодушно направил Папе Пию XII мешок кофе. Папа не подозревал, что дипломат «Кастро», целовавший во время аудиенций его кольцо, является вовсе не его собратом по религии, а безбожным коммунистом.

Под сомнительный шарм «Кастро» попал даже немецкий посол в Риме Клеменс фон Брентано (Clemens von Brentano), брат будущего министра иностранных дел. И дипломаты Соединенных Штатов, лидера западного мира, были в восторге от этого красноречивого собеседника. Они ценили своего коллегу за то, что он так тонко поучал их по поводу гнусной тактики Москвы.

Мнимые нападки на Москву

На шестой сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1951 году, в работе которой принимал участие Григулевич, он встретился с госсекретарем Соединенных Штатов Дином Ачесоном, то есть с наиболее важным стратегом антисоветской политики «сдерживания». Ачесон сказал ему, что именно он хотел бы услышать от костариканского дипломата в ООН – и «Кастро» в своей блестящей атаке на Советский Союз цитировал Библию, а также папские энциклики. Советский представитель в ООН Андрей Вышинский, не скрывая своего презрения, ответил представителю Коста-Рики, назвав его «болтуном», которому «место в цирке».

Благополучная жизнь ложного посла с обильными банкетами и итальянскими деликатесами неожиданно прервалось, когда в конце 1953 года он был вызван в московский центр. Переезд в общество дефицита оказался культурным шоком для этого бонвивана и его говорящей только по-испански жены Лауры – мексиканки по национальности. Об этом рассказала московскому журналисту Николаю Долгополову дочь Григулевича.

До 1953 года Григулевич лишь тайно посещал Москву для получения инструкций. Потребовалось много времени, пока он смог привыкнуть к жизни в холодной родине. Этот трудоголик сделал карьеру как автор книг, а в качестве псевдонима он взял фамилию своей матери – Лаврецкий.

Будучи сотрудником, а с 1979 года и членом-корреспондентом Академии наук, Григулевич считался весьма авторитетным советским специалистом по Латинской Америке и Ватикану. При этом он работал вместе с другим экспертом по Латинской Америке – генерал-лейтенантом разведки, а позднее депутатом Думы Николаем Леновым, старым другом Фиделя и Рауля Кастро.

В 30 своих книгах и еще 400 публикациях бывший агент рассказывал о таких латиноамериканских революционерах, как Симон Боливар, Хосе Марти и Че Гевара. Предисловие к биографии Че написал Фидель Кастро.

Некоторые работы Григулевича, в  том числе его книга «Беспощадные ловцы душ – секты, культы и чудотворцы капиталистического мира» (Seelenfänger ohne Gnade — Sekten, Kulte und Wundertäter in der kapitalistischen Welt) была опубликована в ГДР. В советском Союзе, несмотря на свою лояльность, этот знаток Латинской Америки столкнулся с некоторыми идеологическими ограничениями. Его книга о Че с трудом прошла советскую цензуру. Живой и открытый для экспериментов, Че не вписывался в мировоззрение закоснелых партийных идеологов.

Находясь уже в преклонном возрасте, Григулевич так ответил на вопрос о том, что двигало им как советским «секретным агентом»: «Разведчика вдохновляет иллюзия, прежде всего иллюзия». В июне 1988 года Григулевич умер в Москве в возрасте 75 лет.

Источник: Der Spiegel«, Германия)

12.11.13.