Удивительно, что при всех тех безобразиях, которые творятся на наших стадионах, при той бурной активности, какую проявляют в последнее время футбольные фанаты, о чем-то можно еще говорить, применяя слово «впервые». Но, тем не менее, на матче нижегородской «Волги» и питерского «Зенита» впервые против футболиста сотрудником ОМОНа был применен электрошок. Серб Данко Лазович подбежал к фанатской трибуне, снял майку, чтобы по традиции швырнуть ее в толпу, и получил удар от омоновца. Черт его дернул, называется. А с другой стороны – рефлекс. Бежит мимо тебя гражданин – ну как не применить шокер? Или дубиной не засадить? Хрен ли он тут бегает, верно?
Эта со всех сторон необъяснимая история напомнила нам, что на стадионах находятся не только полоумные фанаты, но и не далеко от них ушедшие стражи порядка. Что за пределами арен народ как раз милиции-полиции опасается больше всего. Что почти все митинги и акции, не одобренные властями, заканчиваются вот такими же электрошокерами. И характерно, что на трибунах во время матча находилось примерно 4000 питерских фанатов, а за порядком «следили» 1850 человек, среди которых только 90 – штатских стюардов. Остальные – силовики разных видов. То есть пропорция была примерно, как на политических акциях, когда на трех демонстрантов высылают автобус с ОМОНом.
Кстати, Нижний еще с прошлого века получил в футбольной среде почетное прозвище «ОМОН-Сити». Там по горбу огребали еще отцы нынешних фанатов. А на NEWSru.com есть дивная подборка материалов за последние четыре года о жизни нижегородских правоохранителей.
***
Правозащитники: нижегородские милиционеры пытали девушку-олигофрена, чтобы выбить признание в угоне машин.
***
В Нижегородской области милиционеры насиловали пенсионера, выбивая показания по убийству его приятеля.
***
Нижегородская прокуратура отсудила у оперативников, пытавших сотрудника ДПС, 8,5 миллиона рублей.
***
Нижегородские милиционеры пытали мужчину и старались утопить его в Волге, «потому что лысый».
***
Нижегородские милиционеры пытали бизнесмена и заливали в ноздри нашатырь.
***
В Нижегородской области подростка кастрировали на допросе в милиции.
***
В Нижегородской области судят милиционеров, которые насиловали и пытали на «дыбе» клиентку медвытрезвителя.
***
Я это все не к тому, что ОМОН – исчадье ада, а фанаты – милейшие парни. Проблема в том, что на стадионе нет правых и виноватых. Нет отрицательных и положительных героев. Там как бы делят сферы влияния две банды. По горячим следам инцидент с электрошокером прокомментировали и те, и другие. И с прямо противоположных позиций. Фанаты искренне не понимают, почему им нельзя «шизить», почему швырять кресла и жечь файеры – это плохо. А ОМОН не понимает, почему нельзя людей держать часами, как скот в загоне, нельзя шмонать без повода всех подряд, всё подряд у них отнимая, нельзя при первом же подозрении бить дубинками. У тех и у других – это образ жизни, они так привыкли, для них это естественно. И когда им говорят, что то, чем они занимаются – это дикарство, то они искренне не понимают, о чем речь и что здесь не так.
Сейчас активно обсуждают необходимость принятия некоего «закона о болельщиках», призванного навести порядок на стадионах. Хотя правила поведения на трибунах, по идее, не должны отличаться от правил поведения культурных людей в общественных местах. И хулиганство на арене ничем принципиально не отличается от хулиганства в театре, в кино, в метро и в ином публичном месте. А с другой стороны, как сказал глава Газпрома Миллер: «Стадион – не полигон». И там не место тысячам вооруженных людей, только провоцирующих беспорядки, но неспособных их предотвратить.
Всякий закон прекрасен не тем, что в нем написано, а тем, как написанное исполняется. Но фанаты не будут это исполнять демонстративно, а полиция только получит удовольствие от неисполнения. Потому что, освоив только метод карательных операций, навести порядок она не способна хронически. На сегодня выхода из этой ситуации нет.