1 декабря, в 22-ю годовщину референдума, который подтвердил государственную независимость Украины, лидеры партий «Удар», «Батькивщина» и «Свобода» Виталий Кличко, Арсений Яценюк, Олег Тягнибок, а также ряд оппозиционных депутатов , общественных деятелей и представителей духовенства провели Народное вече. Этот митинг, как было объявлено, собрал в столице более 350 тысяч человек. Мобильной сценой для митинга служит все та же бронированная «Тойота» со специальной площадкой наверху — она была задействована на самой первой гражданской акции, прошедшей в Киеве в ночь с 21 на 22 ноября.
Изначально сообщалось, что митинг пройдет на Европейской площади, однако там не замечалось никаких приготовлений к акции. На Майдане же началась установка новогодней елки: уже собрали ее каркас высотой с шестиэтажный дом, подогнана строительная техника . Территорию ограждали металлические щиты, за ними стояло милицейское оцепление в боевой экипировке — судя по возрасту, курсанты школы милиции. К ограждению прикрепили траурный венок — «Януковичу и его банде — за кровавую елку». Накануне начальник милицейского главка столицы взял на себя ответственность за действия «Беркута» и заверил, что впредь к мирным акциям сила применяться не будет.
Милиционеры фактически не оказали сопротивления, когда их цепь внезапно атаковали группы парней 16-18 летнего возраста из Украинского молодежного националистического конгресса, и без сопротивления покинули площадь.
Нападавшие разобрали щиты, освободив территорию для входа, часть из парней начала карабкаться по металлическим конструкциям будущей елки наверх, привязывая там флаги. Некоторое время на самой верхушке развевался флаг «Свободы», затем его сменил государственный. Трудно сказать, экспромт случился (организаторы постоянно предупреждают о недопустимости провокаций) или сознательный, с подтекстом поступок — вернуться именно на то место, что уже окроплено кровью. Именно здесь находится сердцевина митинга.
Колонны начали формироваться у памятника Тарасу Шевченко, а затем, перекрыв проезжую часть полностью, спустились на Крещатик. На вече — люди разного возраста, разного социального положения. У многих — сине-желтые ленты, такие, как были недавно у студентов на Майдане, разогнанном «Беркутом» с применением силы, много самодельных государственных флагов. Теперь в колоннах есть и партийные знамена. Люди возмущены применением силы к мирной студенческой акции — ее кадры, а затем хронику избиения активистов все время показывает «5 канал». Собственник «5 канала», а также один из крупных представителей национального бизнеса Петр Порошенко также находится на сцене и призывает собравшихся «защитить свои права на жизнь в европейской стране».
Перед собравшимися на вече выступает один из признанных духовных лидеров общества, предстоятель Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар. Он входит в группу «1 декабря», объединившую некогда интеллектуалов страны. Гузар говорит о свободе как высшей ценности и призывает граждан быть стойкими в своей мирной борьбе за идеалы.
Слово предоставляют вице-президенту Европарламента Яцеку Протасевичу — он говорит по-английски, переводчиком выступает Яценюк. Протасевич восхищается увиденным в столице Украины и повторяет, что двери Евросоюза для этой страны открыты.
Вместе с Протасевичем в Киев прилетели также экс-глава Европарламента Ежи Бузек и лидер партии «Закон и справедливость» Ярослав Качиньский. Поляки говорят о том, что их страна не покинет Украину в этот непростой исторический момент .
Выступают лидеры оппозиции. Лейтмотив следующий: настоящую независимость Украина обретает только сейчас — «советский барак, который просто перекрасили в сине-желтый цвет, окончательно разрушен. Мы будем с Европой!» Объявляют требования: немедленно вернуться к подписанию соглашения об Ассоциации с ЕС, добиться отставки действующего президента как предателя национальный интересов Украины и правительства. Виталий Кличко вновь напоминает о высокой опасности провокаций (накануне он обращался к спортсменам и просил их не поддаваться на возможные уговоры «помочь власти навести общественный порядок»). Первым слово «революция» произносит с трибуны недавний политзаключенный, а до того — министр МВД и полевой командир Майдана Юрий Луценко: «Вы думали, это еще вече? Это революция!» Яценюк объявляет о том, что сейчас на Майдане начнут устанавливать палатки. А помещениями для тех, кто хочет погреться, становятся Дом профсоюзов и здание Киевской горадиминистрации. «Киеврада — уже наша, там наши люди внутри!» — объявляет Тягнибок. Называют фамилии коменданта лагеря и полевых командиров нового Майдана — они будут координировать дальнейшие действия.
В это время приходит сообщение: совсем недалеко, на улице Банковой, где находится администрация президента, началась потасовка. На сообщение не реагируют, называют провокацией. Хотя уже через час становится известно, что «Беркут» именно в этой точке бьет людей, идущих в сторону Майдана — ни одного народного депутата там нет. Есть журналисты, которые рассказывают подробности. Евгений Кузьменко, интернет-сайт «Обком»: «Я сейчас на Банковой, тут Турция, только в разы злее и глупее. Шумовые гранаты, булыжники, слезоточивый газ. Народ поет «Червону руту», кричит «Ганьба!» В передних рядах запускают в спецназ камни (разобрали мостовую) и фаера. У мужиков в жопе играет войнушка. Так, шумовые гранаты падают все ближе. Отошел.
Источник: www.novayagazeta.ru
01.12.13.