Главная » Все Новости » События » Проволочное заграждение Путина в Грузии

Проволочное заграждение Путина в Грузии

«Берлинская стена» — это метафора разделения европейских стран и народов на идеологически и политически враждебные лагеря. Падение реальной Берлинской стены 9 ноября 1989 года положило конец этому разделению и холодной войне. Спустя четверть века мы пережили обратный процесс. Создается и новая «Берлинская стена» — забор из колючей проволоки, которым Россия разделяет грузинское государство.

Грузинская война в 2008 году стала поворотным пунктом в попытках России приостановить интегрирование созданных или восстановленных в результате развала СССР государств в западные структуры. Новая война в современной Европе многим казалась невозможной. Однако Москва продемонстрировала готовность применить, в том числе и грубую силу, чтобы удержать контроль над, на ее взгляд, «сферой естественных интересов», или территорией бывшей «империи зла» СССР. Грузила была полна твердой решимости реализовать западный курс и присоединиться к НАТО. Российская военная интервенция этот процесс притормозила. Грузия потеряла пятую часть своей территории.

Новая «Берлинская стена», или физический барьер, разделяющий на две части какое-либо европейское государство, мог казаться в наши дни таким же немыслимым, как война в Европе. Но весной 2011 года Россия начала строить забор между оккупированной Южной Осетий, или регионом Цхинвали и остальной территорией Грузии. Сейчас эти работы возобновлены с новой силой. Как указывает миссия мониторинга Европейского союза, примерно 80% уже возведенного забора длиной 40 километров построено в этом году. А оккупированную Абхазию от остальной территории Грузии Россия отделяет траншеями.

Строительные работы империи

Россия активизировала строительство забора в этом году, очевидно, готовясь к президентским выборам в Грузии, которые состоялись 27 октября. Другое важное событие, побудившее Москву действовать все более провоцирующее, — это предстоящий 28 и 29 ноября саммит лидеров государств «Восточного партнерства» ЕС, во время которого Грузия и Молдова планируют парафировать договоры об ассоциации и свободной торговле с ЕС, что станет значимой предварительной работой для заключения таких договоров.

Договор об ассоциации и свободной торговле с ЕС во время вильнюсского саммита готовилась подписать также Украина, но Россия развернула массированную кампанию противодействия, пустив в ход тактику как экономического давления, так и политических угроз, и в последние недели президент Виктор Янукович явно отступил. Подписание договора сейчас под серьезной угрозой. В сентябре России удалось вынудить Армению отказаться от намерения парафировать договор об ассоциации с ЕС и согласиться вместо этого на участие в создаваемом Москвой Таможенном союзе, который является частью задуманного Владимиром Путиным проекта «Евразийский союз».

Молдова пережила запрет на импорт своего вина в Россию и получает предупреждения, что в этом году может остаться без газпромовского газа. На прошлой неделе заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин пригрозил: если Молдова парафирует договор с ЕС, Россия  может «разморозить» приднестровский конфликт и ввести «полную экономическую блокаду» сепаратистской территории Молдовы. (Ирония в том, что Приднестровье независимым государством признали только оккупированные Россией «независимые государства» Южная Осетия и Абхазия и еще Нагорный Карабах, являющийся территорией Армении, государственность которой признают только Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье).

И Грузии приходилось страдать от экономических санкций России. А возведение забора Москва сейчас обосновывает необходимостью защищать границу Южной Осетии, пока ее конфликт с Грузией не урегулирован.

Однако отграничение части территории Грузии колючей проволокой этот конфликт однозначно обостряет. Забор строится через дороги, пастбища и через селения, что создает серьезные проблемы местным жителям. МИД Грузии подчеркивает, что Россия таким образом нарушает как принципы территориальной целостности государств, неприкосновенности признанных на международном уровне границ, фундаментальных прав человека, так и подписанное в 2008 году соглашение о прекращении огня, вменяющее в обязанность оккупационным силам вернуться на позиции, на которых они находились до начала конфликта. Конфликт обостряет также реализуемая Россией передвижка границ оккупированных территорий вглубь территории Грузии, что в нескольких случаях имело место при строительстве забора.

Многообразие заборов

В начале октября комиссар ЕС по внешним делам Кэтрин Эштон призвала Россию снести усиленно строящиеся барьеры и высказала серьезные опасения в связи с растущей активностью российских служб безопасности по отграничению административных территорий Грузии. К ней присоединился Госдепартамент США, выразивший обеспокоенность в связи с физическим разделением территорий Грузии, а также генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, который заявил, что строительство заборов не способствует мирному урегулированию конфликтов.

Москва всегда настаивает на том, что она просто выполняет соглашение с Южной Осетией, и что независимые государства имеют право контролировать свою территорию и заботиться о безопасности границ. Для того чтобы сигнал был еще яснее, среди тех, кому доверено нести факел зимних Олимпийских игр в Сочи, будет бывший летчик российской армии, участвовавший в бомбардировке Грузии в 2008 году.

Отношение России к Грузии – это очередной пример того, что для Москвы другие государства или только вассалы, или враги. Бывший премьер Грузии Бидзина Иванишвили, партия которого победила на выборах в 2012 году, всячески старался улучшить отношения с большим соседом. Однако в понимании России хорошие отношения означают контроль над страной-сателлитом. Разделение суверенной территории государства  колючей проволокой –  недвусмысленная демонстрация таких «хороших отношений».

В отличие от Грузии, Латвия успела присоединиться к НАТО и Европейскому союзу до того, как Россия возобновила восстановление империи, в том числе и при помощи военной силы. Но и в Латвии мы можем наблюдать призрак грузинского забора из колючей проволоки. Он витает и в идее об «автономии Латгале», и в реализуемом Рижской думой отличающемся от курса латвийского государства «рижском пути», и теперь уже в открытых призывах к Псковской дивизии «принудить к миру» в Риге и в Латгале, пока белорусская армия наведет порядок в Курземе, как сочинил один из особо горячих политических деятелей после, на его взгляд, очень успешных российско-белорусских военных учений «Запад-2013» в сентябре, в ходе которых отрабатывался сценарий оккупации государств Балтии.

Ошибочно и безответственно считать, что возводимое в Грузии проволочное заграждение не касается Латвии. Россия не делает это здесь только потому, что сейчас не может, а не потому, что не хочет. Было бы глупо предаваться иллюзиям и радоваться якобы демонстрируемой Москвой дружественности по отношению к Латвии, пока ее гнев приходится испытать соседней Литве. Какими бы ни были средства и тактика, в начатой Путиным новой холодной войне с Западом мы, по мнению Кремля, находимся с неправильной стороны забора – там же, где Грузия.

Источник:IR«, Латвия)

03.12.13.