Знаменитая надпись «Добро пожаловать в ад!» над баррикадами киевского Майдана. (И 19 лет с начала Первой войны — еще один символ).
У нас тут каждый день события, а я не успеваю ничего писать. Когда добираюсь до помещения с компьютером, просто падаю и отрубаюсь.
В общем, так. 10-го числа в Киев приезжали влиятельные представители Запада — Эштон и Нуланд, уговаривали Януковича вести себя хорошо. Он им много чего пообещал, он вообще, судя по всему, человек многообещающий. Назначил на следующий день круглый стол с лидерами оппозиции. И в эту же ночь попытался силой разогнать Майдан. Здесь говорят и пишут, что это безумие, но, по-моему, это чисто военный прикол — переговоры с противником, если взята его столица, ведутся совершенно иначе.
Другое дело, что потом бы жахнуло так, что он не рад был бы. Но он же дурак и дальше одного хода не думает.
Майдан выстоял, все, кому интересно, наверняка знают это из СМИ. Попробую сейчас рассказать, как это было. И показать несколько фото, часть из которых я сделала сама, а часть подарены мне для блога местным фотографом-любителем.
Во-первых, Майдан окружили большим количеством внутренних войск и «Беркута».
Во-вторых, на крышах появились снайперы, которых раньше не было. Я водила молодежь их показывать, двоих показала, двоих они сами нашли. Забеспокоились, что они могут какого-нибудь срочника из ВВ подстрелить и свалить это на митингующих. Не думаю, что власть реально может на это пойти, но как свидетельство «доверия» к власти — очень показательная история.
В третьих, раза три подряд закрывали центральные станции метро — якобы искали бомбу. Мы это расценили так, что к мэрии, которая находится как раз напротив входа в метро, хотят одномоментно подвезти большие силы «Беркута».
В общем, было понятно, что будет разгон и что Майдан сдавать нельзя, и мы в полном составе остались ночевать на Майдане. Около часа все и началось. Почему так рано, а не в четыре утра, как обычно — потому что Майдан большой, а они как темные силы, которые исчезают с первым криком петуха, и хотели успеть нас всех зачистить до рассвета.
Беркут прорвался на Майдан и готов к дальнейшей атаке
Значительные силы внутренних войск и «Беркута» штурмовали Майдан одновременно с разных сторон. Довольно быстро они взяли одну из баррикад и хлынули на Майдан. Выглядело это невероятно эффектно, как в голливудском фильме — площадь, затянутая дымом, тусклый свет, и они такие надвигаются, все одинаковые, здоровенные, в сферах, с дубинками, ВВшники в черном, «беркута» в голубом городском камуфляже. Со сцены, которая все еще в руках повстанцев, священники читают молитвы (все это транслируется на огромном экране), женщины-депутаты умоляют «Беркут» не трогать мирных людей, среди которых женщины и дети. Периодически слово берут организаторы, у них в голосе паника, они сами страшно испуганы, но просят людей не бояться — мол, у нас достаточно сил, чтобы защитить Майдан.
Народ тоже был прилично напуган, но не сбежал никто. Женщин попросили зайти внутрь палаточного городка. Мужчины встали шеренгами, сцепились друг с другом и с просто невероятным выражением лиц, которое я у живых людей уже лет десять не видела, стояли напротив силовиков.
Мужчины напротив «Беркута»
Циничная реальность, конечно, внесла кое-какие поправки в романтичный сценарий. Поскольку Майдан развернулся не на шутку, ментовское руководство совсем не уверено, что он не победит. А сидеть им совершенно не хочется. Поэтому действовала негласная договоренность: вы нас не бьете и ничем в нас не швыряетесь — мы не применяем спецсредства. Только выдавливаем и оттесняем, потому что нам надо показать, что мы выполняем приказ. Если у нас хватит сил вас оттеснить — что ж, сами виноваты. Тогда мы с вами расправимся. Будем добивать дубинками в укромных двориках, как на Банковой.
ВВ-шники
Выдавливали действительно не на шутку. И люди упирались, оттесняя силовиков, тоже не на шутку. Если «беркута» видели, что рядом нет телекамер, они норовили выдернуть кого-нибудь послабее из толпы, затащить за строй ВВшников и там избивать скопом. Отбить у них удалось не всех. Когда отбивали — понятно, тоже уже не толкались. Камер-то не было, а арматурины были. Поэтому раненые есть и с нашей, и с их стороны. Со сцены все это время местная певица Руслана несла какую-то чепуху про мирный протест и сердца, горящие, как фонарики. Не раз было — со сцены оратор мелет очередную чушь, а люди, стоя в цепи напротив «Беркута», с ошалелыми глазами поют государственный гимн.
Противостояние — кто кого выдавит
Периодически со сцены сообщали, на каком направлении началась атака. Все свободные мужчины и самые безбашенные из женщин бежали туда. И самое главное — людей постоянно становилось все больше. Многие, кто ночевал дома в эти дни, ставили будильник, каждый час просыпались и смотрели новости. Узнав, что начался разгон, хватали такси и ехали на Майдан, перед этим не забыв позвонить в двери соседям, чтоб соседи тоже ехали. Муж говорит — в какой-то момент почувствовал, что упираться и давить становится легче — а это люди сзади подпирают, новоприбывшие… Я в это время лазила по верхам с рацией, настроенной на ментовскую волну, и слушала, не готовят ли они какие-нибудь подлости. Если бы они начали массово избивать людей — мы бы их обязательно чем-нибудь неприятным угостили сверху. АльхамдулиЛлах, обошлось.
Полет отобранного щита
Это все продолжалось до самого утра. Дым, горящие глаза, молитвы, хоровое исполнение государственного гимна каждый час, даже полевые кухни не переставали работать, варить для людей еду… Медики тоже постоянно были наготове, дежурили у всех «горячих точек», оказывали помощь пострадавшим, выдавали лекарства… Мороз был — может, и не очень сильный, всего -9, но стоять на нем много часов подряд достаточно тяжело.
Конечно, если бы они применили газ, гранаты, водометы (которые, кстати, подвезли) — они бы зачистили площадь. Но завтра на ней, как правильно пишет Бабченко, было бы уже пол-Украины.
Когда рассвело, стало окончательно ясно, что несколько хлипких баррикад они разрушили, но Майдан остался за нами. Метро открылось, на Майдан повалили тысячи. К этому моменту я уже с трудом стояла на ногах и почти уже собралась отправиться спать в одно из захваченных зданий. Но все-таки не рискнула — думаю, а вдруг они такие идиоты, что будут штурмовать днем? А мы с мужем в сложном положении — и настоящее сопротивление оказать не можем, потому что «свои» тут же сдадут ментам как провокаторов — тут с этим быстро ((, и попадаться нам крайне нежелательно, нас детеныш ждет. В общем, побрела я спать на штаб. А идиоты в это время начали штурм мэрии. В 9 утра. И муж даже успел поучаствовать в ее защите.
Говорит, у силовиков на мордах было написано нежелание штурмовать эту мэрию, потому что это нельзя сделать без жертв с обеих сторон. Нормальные люди — не эта безумная власть — просто обложили бы здание и отключили от всех коммуникаций, чтобы люди оттуда сами ушли. Но для власти, по-видимому, важнее не получить назад здание администрации, а показательно вынести людей оттуда «Беркутом».
В общем, этих «беркутов» там чуть не порвали. Сверху их поливали водой из брандспойта, снизу швырялись поленьями и вообще чем придется. В результате они попрятались в свои же автобусы, которыми заблокировали вход в мэрию, и дали оттуда по газам.
Люди немедленно построили вокруг Майдана новые баррикады — на этот раз куда более основательные — из мешков, набитых снегом и облитых водой, и надежно сваренной арматуры. Если бы еще с вражеской стороны сделали их отвесными и скользкими, а не набросали под них покрышки и разный деревянный мусор, по которому очень легко залезть…
Также митингующие отвоевали назад несколько ключевых точек, откуда были вытеснены за день до этого.
Баррикада на улице Институтской
Погода сырая. Вокруг много талого снега и грязи. Так всегда почему-то.
Власть крутится и юлит. То пятится, то наступает. Вчера и сегодня отпустили из СИЗО большинство задержанных во время Евромайдана активистов. Но не совсем отпустили, а изменили судом меру пресечения — на подписку о невыезде и домашний арест. То есть, если революция не победит, их, скорее всего, закроют снова.
Что будет дальше — Аллаху алим. Известно, что власть свозит в парк возле Верховной рады, где сейчас базируются нанятые спортсмены-«титушки», большое количество бюджетников, и что в Киев перебрасывают большое количество войск. Есть опасность, что 17-го Янукович подпишет соглашение о вступлении Украины в Таможенный союз (или какое-то промежуточное соглашение на пути к этому), а парламентское большинство, которое у власти, окружив Раду бюжетниками, «титушками» и войсками, ратифицирует это соглашение. А майдановцы будут сидеть за своими баррикадами и ничего не смогут сделать.
«Свобода или смерть!»
Также сегодня появились два серьезных предупреждения, которые лично я считаю ментовско-гэбэшными вбросами (но, опять-таки, Аллаху алим). Первое — что в выходные планируется спровоцировать масштабное побоище между привезенными с Донбасса шахтерами и уроженцами Западной Украины, чтобы начался хаос и Янукович мог ввести чрезвычайное положение. Второе — что готовится штурм захваченных зданий с использованием газа, который распылят заранее засланные люди, выдающие себя за митингующих.
Как бы там ни было, в воскресенье на Майдане соберется очередное (уже третье) многосоттысячное вече. Это мероприятие лидеры оппозиции назвали Днем Достоинства. Что они будут делать потом, после митинга — вот что интересно. Пока что, до воскресенья, возможны разве что новые попытки власти зачистить Майдан и выкурить народ из захваченных зданий. ИншаАллах, у них ничего не выйдет.
Полевая кухня
Проход в баррикадах
Между флагами виден монумент Независимости
Источник: zulikhan.livejournal.com
13.12.12.