Неизвестно, чем закончится на Украине новая «оранжевая революция», но ясно одно: все, что произошло в стране за последний месяц, просто поразительно, считает писатель и философ, директор журнала La Règle du Jeu Бернар-Анри Леви.
«Поразителен контраст между пылкостью украинцев, не согласных на то, чтобы их продали Путину, и нашей меланхолией избалованных детей, страдающих от «духовной усталости», диагностированной творцом современной европейской идеи Эдмундом Гуссерлем», — пишет автор.
«Поразительны эти женщины и мужчины, которые подвергают себя опасностям, возможно, рискуют всем, чтобы добиться права однажды войти в общий дом, который нам, европейцам, кажется нагромождением сухих правил, абсурдных бюджетных директив, пособий и стандартов», — продолжает Леви.
«Удивительное ощущение возникает, когда слушаешь их, узнаешь в их первобытной свежести и силе прекрасное желание Европы, которое завещали нам отцы и отцы наших отцов и которому мы даем иссохнуть, если не рассыпаться в пыль. В этом бунте выражена вера в Европу, которая кажется им еще и единственным способом очистить головы от остатков двойного нацистско-сталинского кошмара», — говорится в статье.
По мнению автора, у ЕС есть два возможных сценария: «в очередной раз склониться перед Путиным» или продолжать давление на Киев. «Точнее, мы сохраним предложение об ассоциации, отвергнутое 21 ноября купленным президентом, выразив одновременно наше активное сочувствие противостоящей ему мирной оппозиции, — излагает свой план Леви. — Другими словами, мы используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства, чтобы наказать громил (политические санкции, заморозка активов в европейских банках и в «налоговых оазисах», с которыми у нас есть договоры о сотрудничестве и взаимопомощи) и помочь их жертвам (отправка парламентских миссий, смягчение визового режима для студентов, прямая поддержка оппозиционного гражданского общества)». Придав таким образом выраженному Джоном Керри «отвращению» конкретный европейский вид, ЕС убьет двух зайцев: Украина сделает шаг навстречу демократии, а «клонящаяся к закату европейская идея примет омолаживающую ванну».
«Украина — это шанс для сегодняшней бездушной Европы», — заключает Леви.