Родители людей, обвиненных в массовых поджогах церквей, говорят, что их детей мучают
В Москву из Татарстана тайно прибыли родственники мусульман, которых обвиняют в недавних поджогах православных церквей в республике. Приехавшие уверены: близкие невиновны, на допросах их истязают, чтобы добиться признательных показаний. Как когда-то в той же Казани, в ОВД «Дальний».
Спецкору «МК» первому удалось встретиться и поговорить с этими людьми.
Родственники арестованных |
Близкие арестованных, среди которых есть и русские, и православные, убеждены: «Власти нужно найти новый образ врага. Чтобы было с кем бороться и получать за это средства из федерального центра. Татары-радикалы с Поволжья. Очень удобно. Наших родных бросили ни за что на нары, вот уже три недели их мучают, избивают, раздевают догола и грозятся изнасиловать — помните, такое уже было почти два года назад в нашем же ОВД «Дальний», когда вора запытали бутылкой из-под шампанского?»
Один из задержанных по делу о сгоревших церквях — Алмаз Галеев. Сидя в ИВС, он лишился своего детородного органа. Информация об этом прошла открыто по республиканским СМИ. Со слов пресс-службы МВД Татарстана, Галеев отрезал себе член сам. В знак протеста. Его близкие убеждены: парня насильно оскопили.
Грязные поджоги в Чистополе
Первый случай поджога православной церкви случился ночью 17 ноября в городе Чистополь. Неустановленные лица пытались подпалить строящуюся церковь, принадлежащую Казанской епархии. В селе Ленино Новошешминского района республики неизвестные сожгли молельный дом имени святого великомученика Дмитрия Солунского.
29 ноября, в четверг, в 22.25 сгорела бревенчатая одноэтажная церковь постройки 1873 года высотой 16 метров в селе Албай Мамадышского района Татарстана. Площадь пожара составила 252 кв. метра. Погибших и пострадавших нет. Предварительная причина пожара — короткое замыкание электропроводки.
В 4.50 в пятницу, 30 ноября, стало известно о пожаре в заброшенной церкви Живоначальной Троицы в селе Крещеные Казыли Рыбнослободского района республики. Электрифицирована церквушка не была, отопления в ней нет. Поэтому основная причина случившегося — преднамеренный поджог.
Всего таких случаев семь. Сейчас задержаны более ста человек, которых подозревают в причастности к этим преступлениям.
Родственники арестованных прибыли в Москву на двух машинах. В самолете, на поездах и даже на автобусах усилены меры безопасности, их, как они считают, просто сняли бы с рейса. Фамилии-то все известные. Люди ехали в столицу за правдой. Они хотят достучаться до других, чтобы рассказать, что происходит сегодня в Татарстане. В Казани, Чистополе, Нижнекамске. Не самое подходящее время для этого — Новый год не за горами. Но они не знают, где еще можно найти помощь и что для этого нужно сделать. Сгрудились в кучку посреди незнакомой, равнодушной Москвы. Хорошо, что удалось найти место для ночлега — московские мусульмане устроили. Накормили халяльными (разрешенными в исламе. — Авт.) мантами в кафе «для своих».
А что дальше?..
— Почти сразу же после первого пожара у нас в Чистополе начались обыски, — говорит Гузель Ягфарова, одна из приехавших. Она не родственница задержанных, а сама проходит по этому делу и тоже пережила обыск. — Люди пропадали среди бела дня. Тех, кого мы знаем, хватали и запихивали в машины, везли на допросы. По слухам, более ста человек так или иначе проверяли на причастность к поджогам, их задержали. Более пятнадцати, а может, и больше, до сих пор, как я слышала, находятся за решеткой. Еще о нескольких задержанных мы вообще ничего не знаем. Мужчины просто пропали. Горожане боятся об этом говорить, боятся за себя, за свои семьи…
Рафаэль Зарипов |
У жителя Чистополя Рафаэля Зарипова недавно в семье случилось горе — умер новорожденный сын. В роддоме ребенка для похорон отдали родителям 29 ноября. А уже 5 декабря 30-летнего Зарипова, обычного мастера по ремонту холодильников, обвинили в причастности к поджогам в церквях — и «замели».
«Руководителю следственного отдела по городу Нижнекамск СУ СК РФ
по Республике Татарстан
подполковнику Билалову Р. К.
После избрания в отношении Зарипова меры пресечения в виде заключения под стражу оперативные сотрудники (…) стали выводить его из ИВС и жестоко пытать, используя различные методы. При этом пытавшие были в масках, а ему на голову надели шапку, надвинув ее на глаза. Его тело согнули так, чтобы голова касалась ног, связали в таком положении, не давая выпрямиться, также подвешивали к какой-то перекладине, пытали электрическим током, прижимая контакты к различным частям тела, к области половых органов, мочевого пузыря, живота. После всех этих пыток у него отнялись ноги, он не может ходить, испытывает сильные боли, мочится кровью».
— Как рассказал нам адвокат сына, в правоохранительных органах якобы пообещали, что будут «ломать» Рафаэля, а если и это не поможет — увезут в Казань, где допросят еще пристрастнее, — отец арестованного Рафаэля Зарипова, Накиб Зарипов, тоже ремонтирует холодильники. Он рассказывает тихо и по делу. Клянется, что в тот день, когда — как показывает следствие — его сын поджигал церкви, они вдвоем чинили морозилку в отдаленном Аксубаевском районе.
Медицинская карта Зарипова |
— Я уверен в том, что ночью сын никуда не выезжал, его машину видели соседи, он же не мог раздвоиться! — разводит руками старик. — Обыски делали в нашем доме, в гараже, у моей матери… И ведь ничего не нашли! До того ли было Рафаэлю, чтобы что-то поджигать, когда у нас в семье такое горе случилось — умер его первенец.
После допроса Рафаэль вроде как лежит в реанимации. Есть подозрение на перелом остистой кости 11-го позвонка в нижней грудной части позвоночника. Имеются все признаки разрыва мочевого пузыря. А еще — пострадали почки. Родители убеждены, что все это из-за неоднократных избиений. Следователи, напротив, пытаются доказать, что почки (а также позвоночник и мочевой пузырь) у парня всегда были больными. Даже сходили в поликлинику, изучили его медкарту — но в ней о слабых почках ничего не написано. На руках у отца сейчас находится карта из скорой медицинской помощи, где черным по белому написано, что вызов врачей к Рафаэлю Зарипову пришел из УВД. До этого Зарипов был здоров.
Террористы «сверху»
Татарский городок Чистополь — крошечный, шестьдесят тысяч всего жителей, в большинстве своем пенсионеры. Никаких событий здесь годами не случалось — и тут сразу несколько поджогов церквей.
Нижнекамск, наоборот, большой, промышленный город, третий по величине в Татарстане.
16 ноября, как рассказывают СМИ, неизвестные лица попытались запустить по заводу «Нижнекамскнефтехим» четыре ракеты. Но до предприятия те не долетели — одна из ракет упала в ИК-4, три пролетели около 800 метров…
Если бы хоть одна из ракет попала в цель, ЧП было бы пострашнее Чернобыля. Градообразующее предприятие, один из символов Татарстана. Почти сразу же следователи связали два этих дела — поджог православных храмов и попытку теракта на заводе. Типа почерк одинаковый, значит, и исполнители одни.
— Наших детей пытались назначить террористами «сверху». «Возьмите на себя попытку взрыва завода». «Если докажут, что самолет в Казани упал не просто так, — возьмете на себя его тоже, — жалуются родители.
Мать Михаила Мартьянова, Валентина Павловна, кидалась на забравшую ее сына машину. Пожилую женщину тут же швырнули о землю, порвали сумку. «Через день я узнала, что мой сын признался в двух поджогах в селе Ленино», — переживает она. – Я — православная христианка. У меня дома везде висят иконы, я регулярно посещаю храмы, и никогда такого не было, чтобы мой сын вел себя агрессивно по отношению к православию, ко всем религиям, что запрещал мне в праздники ходить в церковь, — говорит Валентина Павловна. — Миша принял ислам, когда женился на татарке, я одобряла его выбор и то, что у него жена-мусульманка, пять месяцев назад у меня родился внук. Когда начался весь этот кошмар, за моей невесткой Розалией тоже пытались прийти, чтобы забрать ее в отдел полиции. Три раза приходили…
У Надежды Сидиковой муж и вовсе исчез. 3 декабря пришли с обыском, напугали троих детей, а его самого забрали. «Мы потом столько раз звонили, чтобы хотя бы узнать — где Айрат? Ответа не было… Только через неделю нам сообщили, что он в Нижнекамске. Что пробудет здесь по решению суда еще два месяца».
Рушан Хуснутдинов |
Как говорит одна из задержанных, но впоследствии отпущенных на свободу, Гузель Ягфарова, обвиняемые в поджогах люди пытались достучаться и до официального муфтията. Тем более что никто из арестованных не был ранее замечен ни в одной из радикальных партий и группировок.
Матери и жены собрались в мечети, чтобы их там хотя бы выслушали. Ждали, как рассказывают женщины, два с половиной часа высокую комиссию из духовного управления. Наконец, к нам вышли: «Мы все контролируем. Ваша задача — молчать и не жаловаться». И на этом все.
Преступников ищут по салу
Вчера в столицу прибыли пока что пять человек: три родственника арестованных, Гузель Ягфарова, которая создала инициативную группу жен и родителей по борьбе с беспределом правоохранительных органов в Чистополе.
А последний «московский гость» сам на днях вышел из ИВС. Рушан Хуснутдинов — единственный из всех задержанных, которого отпустили на свободу.
— Я прошел детектор лжи, и тот показал, что я невиновен, — рассказывает он. — Вообще я не ожидал, что попаду в такую передрягу. Я даже в мечеть не каждый раз хожу, так как надо сидеть дома с маленькой дочкой. И тут ФСБ приехала ко мне домой. Забрали ноутбук и диски с фильмами, три исламские книжки, такие у всех есть. Привезли в РОВД, а у меня недавно операция была на прямой кишке — начался приступ, я сам по своему телефону вызвал туда «скорую», но врачей ко мне не пустили, телефон отобрали и выключили, а «скорая» зафиксировала ложный вызов.
Рушана, по его словам, отвезли в поселок Алексеевское. Там он пробыл еще несколько дней, о которых не может вспоминать без содрогания. Даже сидя передо мной, уже на воле, видно, как он страдает от пережитого. «Следователь сказал, что я подозреваюсь во всех террористических актах, произошедших за последнее время. Что из меня показания выбьют. Раздели догола, положили на стол и пообещали, что будут насиловать… Еще мне угрожали, что перевезут в казанское Черное Озеро (знаменитый следственный изолятор в столице Татарстана. — Авт.). Искали водку по всему управлению, чтобы меня ею напоить — мусульманам же пить запрещено, в итоге нашли сало, которое затолкали мне в рот… Я был на особом режиме, один в камере. А в соседней камере — мой родственник, тоже временно задержанный по этому делу. Так он потом рассказал, что вместе с ним сидел один русский — но с бородой, борода была такая, что в нем тоже заподозрили экстремиста и террориста. Решили проверить и дали сало. Но если мне пихали его в рот насильно, то этот добрый христианин скушал его добровольно и с превеликим удовольствием».
7 декабря так и не подписавшего признания Рушана доставили в наручниках к следователю, где сообщили, что отныне он свободен. Но как только молодой человек вышел на улицу, как тут же к нему подбежали двое и затолкали в неизвестную машину. Парень вообще не понял, что происходит, — его же уже отпустили. Кто его везет — опера? похитители? И куда?
Рушан оказался вроде как в ИВС Нижнекамска. Документов на него не оформили. Его, получается, не было тут вообще. «На меня снова надели капюшон и шапку, раздвинули ноги, посадили насильно на шпагат. Мне надевали на голову пакет и душили, а когда пакет порвался, его заменили противогазом. И душили опять… Все это продолжалось часа три… То меня обвиняли в совершении терактов. То предлагали стать «скрытым свидетелем», то есть давать на суде показания против единоверцев. Я опять объявил, что никаких показаний давать не буду. Наконец, им, наверное, надоело пытать — и меня отправили в камеру».
Рушану Хуснутдинову повезло — его жена, уже знавшая, что мужа отпустили из ИВС, но так и не дождавшаяся его домой, кинулась подавать заявление в полицию, сразу обратилась к телевизионщикам, и очень скоро по местным каналам объявили о пропаже человека, стали крутить специальный ролик. Волонтеры расклеили листовки с его фото на столбах. И если бы не это, как говорит сам Рушан, еще неизвестно, вернулся ли бы он домой вообще.
***
«Это чистая политика, — говорят правозащитники. — Стравить представителей разных национальностей и религий и посмотреть, что из этого получится».
Как бы там ни было, ситуация в Татарстане сейчас до крайности напряжена. Полтора года назад, как вы помните, в июле 2012-го, при выходе из подъезда был застрелен Валиулла Якупов, имам, заместитель председателя духовного управления мусульман РТ, от другого теракта (взорвали машину) пострадал и сам главный муфтий РТ Ильдус Файзов.
Те же, кто, по версии правоохранительных органов, совершил эти преступления, вскоре погибли…
Теперь вот поджоги православных храмов…
Кто виноват? Ведь по какой-то причине эти церкви загорелись?
Возможно, что родители «обеляют» своих детей, но игнорировать показания очевидцев тоже недопустимо. Выходит, что методы ОВД «Дальний» целы и невредимы, уже и самого «Дальнего» нет, а выбивание признаний осталось.
Кстати, прокуратура республики сочла обоснованной жалобу Рафаэля Зарипова на пытки со стороны представителей власти. Результаты проведенной надзорным ведомством проверки переданы в Следственный комитет РФ для возбуждения уголовного дела о превышении полномочий с применением насилия. Если все это подтвердится, то виновным грозит до десяти лет лишения свободы.
А пока что ответственность за поджоги взял на себя неведомый никому «амир Булгаристана». Некий мужчина снял себя в ролике, который выложил в Ютьюбе, в черной маске, он пообещал и дальше устраивать теракты на заводах и пожары в церквушках.
«Господин амир» называет террористические атаки «предупреждением» для исламистов, «чтобы они переселялись из этих мест».
Все это немного походит на сумасшедший американский блокбастер, в котором очередной «доктор Зло» пытается покорить мир. Тем не менее ролик провисел в Интернете несколько дней, прежде чем его запретили.
Сейчас следователи пытаются разыскать его автора и понять, насколько тот вменяем.
Источник: www.mk.ru
26.12.13.