С ноября прошлого года украинцы не покидают киевский майдан Незалежности, чтобы отстоять свое право на вступление в Европу и выразить недовольство президентом, который выступает за сближение с Россией. Уступит ли украинский народ под давлением политических властей?
Сегодня в Киеве решается часть будущего всей Европы.
Жестокие полицейские репрессии против студентов дали решающий толчок движению «Евромайдан», и хотя его различные составляющие добиваются глубинных изменений в политической системе, отправной точкой и основой всему стало стремление в Европу.
Борьба за свободу
Это желание Европы означает простые вещи, ценность которых слишком часто приуменьшают в ЕС: беспристрастный суд, активная борьба с коррупцией, свобода слова, достойные доверия правоохранительные органы, прозрачная и демократическая работа институтов и ведомств, которая нацелена на справедливое распределение богатств, а не их присвоение узким кругом лиц.
Таким образом, гражданское общество, которое организовало «республику Майдан» на площади бывшей «оранжевой революции», говорит Европе, что она желанна народами, когда остается верной своим основополагающим ценностям.
Несмотря на риторику, порожденную европейскими ультраправыми, оно все равно утверждает, что быть против Европы значит не быть с народом.
Европейцы обязательно должны услышать это послание, чтобы в полной мере понять лежащий перед ними выбор. 20 лет после войны в Боснии, три года после начала арабской весны и на фоне непрекращающегося кровопролития в Сирии у самых границ Европы сегодня решается природа ее политического проекта.
Европа — единственное решение для украинцев
Выбор предельно прозрачен.
Во-первых, после долгих и утомительных переговоров и принесшего разочарование отказа президента Виктора Януковича ЕС может бросить украинцев и их стремление в Европу на растерзание кучке олигархов с их покровителем Путиным.
Если Европа позволит чеченскому мяснику продолжить свой империалистический проект восстановления советской империи (он сам назвал распад СССР главной «геополитической катастрофой ХХ века»), то тем самым она сделает еще один шаг к тому, чтобы стать бездушной и далекой от желаний людей бюрократической системой. Она подкрепит точку зрения всех антиевропейски настроенных людей и внесет вклад в то, что некоторым уже представляется как неизбежность: вхождение в Европейский парламент врагов Европы и демократии.
Во-вторых, Европа может пойти наперекор Москве и поддержать украинских демократов, которые изо всех сил борются за то, чтобы их страна не погрузилась в диктатуру и не стала в глазах всего мира новой Белоруссией.
В этом случае она могла бы вернуть себе цивилизационный порыв путем утверждения демократии и верности основополагающим ценностям, которые влекут к себе народы. Этот порыв будет ощущаться и внутри ЕС, в частности в Венгрии и Греции, и будет означать восстановление веры народа в европейский проект.
Майдан — символ борьбы
Поддержать украинских демократов означает помочь им сохранить «Республику Майдан» так долго, как это возможно.
Прежде всего, потому что она задействует целый ряд составляющих демократического общества, которые наглядно демонстрируют возможность его реализации: общее пространство братства и солидарности, где государство принадлежит всем, а его службы (от отопления жилья до переработки отходов) эффективно работают, где все могут есть досыта, где защищается свобода слова и прессы, где каждому найдется место, а гражданское общество живет активной жизнью.
Кроме того, само существование «Республики Майдан» приносит людям защиту от репрессий и насилия со стороны полицейского аппарата.
Для ее сохранения понадобится политическая поддержка и в частности поездки в Киев политических деятелей и представителей гражданского общества, внимание международных СМИ и финансовая помощь.
Ультраправые — главный враг движения «Евромайдан»
Поддержать украинских демократов означает и помочь им в противостоянии с ультраправыми националистами, позиции которых становятся лишь сильнее в связи с присутствием представителей партии «Свобода» в координационном совете «евромайдана».
Демократия предполагает каждодневную непримиримую борьбу за права человека и против расизма, антисемитизма, гомофобии и всех прочих проявлений дискриминации. Никакая цель, даже национальное освобождение и разрушение колониального строя, не может служить оправданием для того, чтобы отложить реализацию этих задач на будущее, после победы над общим врагом.
Демократическая бдительность, присутствие украинских демократов в международных СМИ и расширенная интеграция украинского гражданского общества в европейском гражданском обществе — вот требуемые для того эффективные средства.
Конкретные и общие цели
Наконец, поддержать украинских демократов означает способствовать верному направлению работы политических сил и гражданского общества для определения конкретных и общих задач и формирования консенсусного руководства. Это особенно важно на фоне многочисленных разочарований гражданского общества после «оранжевой революции», которые подпитывают недоверие людей к политике в целом.
Иностранцы и в частности граждане восточноевропейских государств, которым довелось пережить демократический переходный процесс, могут сыграть роль советчиков и посредников, что повысит шансы движения на успех.
Такая решительная и активная поддержка со стороны Европы позволит ей выступить против пугающих проектов, которые выдвигают ультраправые повсюду на континенте, от Атлантики до Урала. Она должна представить основанный на правах человека собственный демократический проект, которому будет по силам привлечь людей.
Поль Морен (Paul Morin), исполнительный директор европейского антирасистского движения EGAM
Анна Ленчовская, исполнительный директор Конгресса национальных общин Украины
Геннадий Друзенко, официальный представитель украинской инициативы «Сила людей»
Максим Буткевич и Александра Назарова, координаторы украинского проекта «Без границ»
Зола Кондур, глава цыганского фонда «Чирикли»
Жорж Эрман (George Erman), журналист
Источник: («Le Plus«, Франция)
14.01.14.