Главная » Все Новости » События » Свидетельства «убийств в промышленном масштабе» в Сирии

Свидетельства «убийств в промышленном масштабе» в Сирии

По словам видных юристов, фотографии и документы являются «убедительным свидетельством» систематических убийств 11 000 арестованных.

Представителям сирийского правительства могут предъявить обвинения в совершении военных преступлений в свете огромного количества улик, вывезенных из страны и свидетельствующих о «систематических убийствах» примерно 11 000 заключенных, о чем говорят три известных юриста.

Эти люди — бывшие прокуроры трибуналов по бывшей Югославии и Сьерра-Леоне. Они изучили тысячи фотографий и файлов, в которых фиксируется смерть людей, находившихся в заключении сил безопасности сирийского режима с марта 2011 года по август прошлого года.

Большинство жертв — это молодые мужчины. Многие истощены, покрыты запекшейся кровью, у многих трупов налицо следы пыток. У некоторых нет глаз; на отдельных телах есть следы удушения и удара электрическим током.

ООН и независимые правозащитные организации зафиксировали факты жестокого обращения с людьми как со стороны правительства Башара аль-Асада, так и со стороны повстанцев, однако эксперты говорят, что новые улики носят более детальный характер, чем все прочее, появившееся за 34 месяца кризиса.

Три юриста опросили источник информации — военного полицейского, который тайно сотрудничал с сирийской оппозиционной организацией, а позже перешел на сторону повстанцев и бежал из страны. За последние 10 дней беседы с этим человеком проводились три раза, и юристы полагают, что он правдив и заслуживает доверия, а его рассказ «весьма убедителен».

В их отчете, который удалось получить Guardian и CNN, говорится о том, что они подвергли скрупулезной проверке все полученные свидетельства.

Авторами отчета являются бывший главный обвинитель специального суда по Сьерра-Леоне сэр Десмонд де Сильва (Desmond de Silva), бывший ведущий прокурор в процессе над экс-президентом Югославии Слободаном Милошевичем сэр Джеффри Найс (Geoffrey Nice) и выступавший обвинителем на процессе по делу либерийского президента Чарльза Тэйлора профессор Дэвид Крейн (David Crane).

Перебежчик, которого из соображений безопасности называют Цезарем, работал фотографом в сирийской военной полиции. Сделанные снимки он тайно вывез из страны, сохранив их на накопителях информации, а затем передал знакомому из Сирийского национального движения, пользующегося поддержкой заливного государства Катар. Катар финансирует и вооружает группировки повстанцев, призывая к свержению Асада и к передаче его под суд.

Этот отчет на 31 странице, который был заказан ведущей фирмой действующих в интересах Катара лондонских адвокатов, будет предоставлен в распоряжение ООН, государств и правозащитных организаций. Похоже, что его публикация специально приурочена к организуемой ООН мирной конференции в Женеве, которая призвана найти выход из сирийского кризиса путем создания переходного правительства.

Цезарь сказал юристам, что в его задачи входили «съемки убитых заключенных». Он не утверждал, что присутствовал на казнях и пытках. Но он описал крайне забюрократизированную систему.

«Процедура была такова, что когда заключенных убивали прямо в месте содержания, их тела отвозили в военный госпиталь, куда Цезарь отправлялся вместе с врачом и представителем органов юстиции. Его задача заключалась в фотографировании трупов … За день порой приходилось фотографировать по 50 тел, и на каждый труп у него уходило от 15 до 30 минут», — говорится в отчете.

«Причин для фотографирования казненных людей было две. Во-первых, чтобы было основание выписать свидетельство о смерти без опознания тела родственниками убитого. Тем самым, властям не нужно было давать правдивый отчет о смерти этих людей. Во-вторых, для подтверждения того, что приказ казнить заключенного выполнен».

Родственникам говорили, что причиной смерти стал либо инфаркт, либо «проблемы с дыханием», отмечается в отчете. «Процедура документирования была такова, что когда заключенного убивали, каждому трупу присваивался идентификационный номер, из которого можно было узнать, какое подразделение служб безопасности отвечало за его задержание и ликвидацию.

«Когда труп отвозили в военный госпиталь, ему присваивали другой номер, дабы ложно зафиксировать смерть в лечебном заведении. После фотографирования тела отвозили на захоронение за город».

Три опытных патологоанатома изучили и установили подлинность выборочных образцов из 55000 цифровых фотографий 11000 жертв. «В общем, есть улики, говорящие о том, что многие из погибших были истощены, а значительная их часть была связана и/или избита некими предметами вроде арматуры», — говорится в отчете.

«Лишь в незначительном меньшинстве случаев … можно увидеть убедительные повреждения, которые можно считать причиной смерти. На фотографиях нет ни одного смертельного телесного повреждения на задней части тел».

«Группа патологоанатомов недвусмысленно показала, что существует множество способов убийства человека, после которого остается минимум, или вообще не остается никаких видимых внешних повреждений, указывающих на механизм убийства».

Группа юристов заявила, что зафиксировала «четкие улики, которым может поверить судебный орган, исследующий и решающий вопросы факта в суде, и эти улики говорят о систематических пытках и убийствах заключенных представителями сирийских властей. Это подтверждает выводы о совершенных преступлениях против человечности, и может также подтвердить выводы о военных преступлениях, совершенных нынешним сирийским режимом».

Де Сильва заявил Guardian, что имеющиеся улики «свидетельствуют об убийствах в промышленном масштабе». Он добавил: «Это явная улика, каких у нас прежде не было. Это очень убедительное доказательство».

Призывы судить Асада и его пособников в международном суде в Гааге осложняются тем, что Сирия не является членом этого суда, а также тем, что передачу дела в Совет Безопасности ООН могут не поддержать США и Британия, а Россия, будучи близкой союзницей Сирии, может такую передачу заблокировать.

Найс в связи с этим заявил: «Не факт, что можно будет с большой долей уверенности доказать причастность главы государства. В конечном итоге, при совершении любого рода военных преступлений можно себе представить, как обвинитель заявляет, что общее количество улик означает, что такие действия должны были утверждаться на высоком уровне. Но пойти дальше и заявить, что это утверждал глава государства, будет довольно трудно. Тем не менее, слова „широко распространенные и систематические“ служат признаком того, что это осуществлялось под контролем государства».

Крейн заявил: «Сейчас у нас есть прямые доказательства того, что происходило с исчезнувшими людьми. Это первая доказуемая улика, указывающая на то, что случилось как минимум с 11 000 людей, которых пытали, казнили и, как кажется, от тел которых избавлялись».

«Это ошеломляет. Именно такого рода улики ищет прокурор, именно на такие свидетельства он надеется. У нас есть фотографии с цифрами, которые сходятся с документами и с идентичными номерами. Это официальные государственные документы. У нас есть человек, который делал эти снимки. Это доказательство, не дающее разумных оснований для сомнения».

Представитель американской администрации заявил в понедельник Guardian: «Мы вместе с остальным миром в ужасе смотрим на эти обнаружившиеся изображения. Мы самым решительным образом осуждаем действия режима и призываем его придерживаться международных обязательств в плане обращения с заключенными».

«Мы давно уже говорим о плохом обращении с заключенными и об ухудшении условий содержания в сирийских тюрьмах. Эти последние сообщения, а также фотографии в их подтверждение демонстрируют, насколько далеко готов идти режим, чтобы не только лишать свободы и достоинства сирийский народ, но и причинять ему значительную эмоциональную и физическую боль. Безусловно, этот отчет говорит о широко распространенных и по-видимому системных нарушениях норм международного гуманитарного права».

«У режима есть возможность улучшить атмосферу на переговорах в Женеве, добившись прогресса в ряде областей. Однако этот последний отчет об ужасных и бесчеловечных условиях/действиях в тюрьмах еще раз подчеркивает, что общая атмосфера на переговорах может быть отравлена».

«Мы на протяжении двух лет и сегодня снова призываем сирийское правительство немедленно предоставить беспрепятственный доступ во все места заключения международным инспекционным органам, включая комиссию ООН по Сирии».

«Мы давно говорим о том, что виновные в жестоких злодеяниях в Сирии должны быть привлечены к ответственности за вопиющие нарушения прав человека. Соединенные Штаты по-прежнему поддерживают усилия, направленные на обеспечение ответственности и справедливости в переходный период, и мы призываем мировое сообщество сделать то же самое».

Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг (William Hague) сказал: «В этом отчете представлены дополнительные свидетельства систематического насилия и жестокости режима Асада в отношении народа Сирии. Мы будем и дальше настаивать на мерах в отношении всех нарушений прав человека в Сирии, а также на привлечении к ответственности тех, кто эти нарушения совершает».

Надим Хури (Nadim Houry) из Human Rights Watch заявил, что у его организации не было возможности установить подлинность снимков. Однако он отметил: «Мы неоднократно фиксировали, как сирийские службы безопасности регулярно пытают заключенных — и иногда эти пытки заканчивались смертью».

«Эти фотографии — если они подлинные — свидетельствуют о том, что мы пока знаем лишь малую толику того, какой страшный размах приобрели пытки в печально известных сирийских тюрьмах. Есть лишь один способ узнать об этом в полном объеме, и для этого все стороны на переговорах Женева-2 должны обеспечить независимым инспекторам беспрепятственный доступ к местам содержания заключенных».

 


21.01.14.