Был в путинской России период «временного правительства», который, правда, уже никто не помнит, полагает автор статьи в Die Zeit Йоханнес Восвинкель. Владимир Путин, который не имел права оставаться президентом на третий срок, в 2008 году передал бразды правления Дмитрию Медведеву, и на протяжении нескольких лет политологи гадали, будет ли Путин баллотироваться в 2012 году.
Одним из самых мощных аргументов «за» было то, что Путин не мог пропустить церемонию торжественного открытия Игр в Сочи, которые именно он заполучил для России. И действительно, Путин выиграл и с пятницы будет наслаждаться мирской славой. Многомиллиардный спектакль на берегу Черного моря «должен продемонстрировать возвращение России статуса экономической и геополитической сверхдержавы», говорится в статье, а российский народ должен получить послание, смысл которого сводится к тому, что «мы опять являемся силой», и поэтому сейчас в лексиконе государственного телевидения немало слов вроде «патриотизм» и «гордость». Российский лидер считает, что Олимпиада в Сочи должна «встряхнуть» россиян и заставить их поверить в то, что страна способна реализовать крупные проекты.
Между тем какой-либо четкой идеологии у Путина нет, вместо этого у него, как пишет Восвинкель, «грубая система координат, состоящая из ценностей и представлений». Статус России как сверхдержавы и приоритет сильного государства над обществом являются неотъемлемыми составляющими этой системы. Например, «в ближайшие три года на 44% вырастет военный бюджет — разумеется, за счет здравоохранения и образования», говорится в статье.
Хозяину Кремля, по старой традиции, большие цели и символы кажутся важнее отдельных людей. По государственному ТВ подробно покажут железнодорожные вокзалы, построенные из стекла, или футуристические стадионы, но о людях, живущих в бараках без водоснабжения и канализации за бетонным ограждением по обочинам современных автомобильных дорог, не обмолвятся ни словом, полагает автор.
Помимо этого, добавляет корреспондент, с помощью Олимпийских игр Путин хочет показать всему миру, насколько спокойным регионом за время его правления стал некогда неспокойный Кавказ. Правда, беспрецедентные меры безопасности в Сочи, в котором уже месяц назад введено чрезвычайное положение и который буквально отрезан от остальной России, несколько комкают «желаемую картинку».
Да и чары Путина, лично ездившего в июле 2007 года в Гватемалу на заседание МОК для продвижения Сочи в качестве места проведения Олимпиады-2014, заметно ослабли, отмечает Восвинкель. Так, ноябрьская заявка Путина на проведение Всемирной выставки 2020 года в российском Екатеринбурге, которую он увенчал видеозаписью на английском языке, не принесла желаемого результата: вместо Екатеринбурга выбрали Дубай.
Источник: Die Zeit
06.02.14.