Почему бывший губернатор Пермского края Чиркунов уехал из России
Рисунок Алексея Меринова |
«Год назад решил поискать что-то для более или менее постоянного проживания. Выбор отчасти предопределен. В ближайшие пять-десять лет не Россия», — написал вчера в фейсбуке экс-губернатор Пермского края Олег Чиркунов.
Не Россия, но Франция — там он теперь будет жить. В Лангедоке, тихой провинции.
«Здесь нет русских, — описывает экс-губернатор плюсы своего нового местожительства. — Это «голландско-английская зона» Франции».
В свободной от русских зоне Олег Чиркунов купил красивое, но заброшенное имение. Огромная территория: сады, реки, водопады, лес. Ему захотелось там «поработать головой и руками и привести все в порядок, восстановить, и еще захотелось привести сюда, на французскую территорию, русское искусство». Потому что он патриот, да. Но жить в России не будет. «Почему? Не готов сегодня объяснять».
Раз он не готов — попробуем сами.
Чиркунов считался продвинутым губернатором, поднимал науку-культуру, принадлежал к либерально-интеллектуальной прослойке чиновничества, да еще и финансировал антикоррупционный фонд Навального. Если его за это и выперли из губернаторского кресла, то он, конечно, теперь обижен, и видеть не хочет ни Россию, ни русских.
Это красивое объяснение, и сам Чиркунов, наверняка, хотел бы выступать именно в таком образе – отвергнутого режимом реформатора. Но при всей красивости оно совершенно не жизненное.
Невозможно в нашей стране стать губернатором, не будучи по уши замаранным. Почти все губернаторы – хоть с либеральным окрасом, хоть с консервативным — ставленники кланов, хозяйничающих в соответствующих краях и областях. И Чиркунов не мог быть другим. Просто-не-мог.
Жизненное объяснение его эмиграции – совсем другое. Когда заканчивался президентский срок Медведева, Чиркунов оставил губернаторское кресло и уехал за границу, потому что в крае менялась конфигурация по «хозяевам». Если бы он остался, новые «хозяева», разумеется, выкатили бы ему претензии с самыми неприятными последствиями. Будучи и сам опытным «хозяйственником», он просто предпочел отступить заранее.
А чего ему копья ломать? Денег нарубил, на поместье во Франции хватило. Потом еще что-нибудь прикупит. Островок какой-нибудь поюжнее. Он ведь «как любой русский, любит солнце».
Все, что можно было от России получить, у него уже есть. Настриг и уехал. На прощанье помахал рукой: от вас уезжаю, олухи. Туда, где вас нет.
Причины, по которым Чиркунов решил покинуть Россию — самые обычные. Таких, как он — сотни тысяч. Презрение этих людей к остающимся – ограбленным ими, глупым, бесправным – тоже обычное. Необычно в данном случае только то, что Чиркунов решил его выразить публично, в интернете.
Гулял бы себе по французскому поместью, да помалкивал в тряпочку. Другие-то так и делают. Один он никак не успокоится. Настоящий либерал.