Сочи и Берлин. Путин и Гитлер. Юлия Липницкая и Ханс Вельке. Гимн СССР и «Хорст Вессель».
Скандал, громыхнувший после публикации Виктора Шендеровича, похож на все подобные разборки, так что даже путаешься и приходится обозначать теги. Мол, на сей раз обсуждаем не «антисоветскую шашлычную», а девочку на коньках. И вопрос, который ставит автор, никоим образом не связан с ленинградской блокадой. Он ставит другой вопрос, хотя из того же ряда, что и предыдущие. Назовем его историческим – и вопрос, и ряд, и скандал.
Только здесь несколько иная история.
Подрабинек, Гозман, телеканал «Дождь» обращались к фигурам и событиям давнего прошлого, и если в сюжете мелькал заслуженный ветеран Долгих, то в качестве музейного экспоната. Говоря языком современных публицистов-государственников, враги России приравнивали советских спецслужбистов к немецким, а смерть в блокадном городе пытались сопоставить с жизнью под оккупантами. Виктор Анатольевич проводит другие, более свежие аналогии. Те самые, которые обозначены первыми тремя тегами.
Потому имеется и еще одно различие. Сколько ни спорь про «Смерш» и судьбу ленинградцев, это все-таки дела давно минувших дней. Шендерович размышляет о происходящем буквально на наших глазах. Он пишет про Олимпиаду, Юлию Липницкую и Путина, и при всем разнообразии исторических примеров, сопровождающих текст, это тема самая что ни на есть сегодняшняя.
Фантастическое выступление российской фигуристки, а вслед за ним и за победой – ласковые объятия президента, и «душа, конечно, идет на разрыв». Юлей невозможно не восхищаться, но «гениальная девочка, взлетая надо льдом, прихватывает с собою вверх и путинский рейтинг», и тут начинаются терзания. Ибо спорт, по мнению Шендеровича, это всегда политика, и, доводя мысль до конца, он вспоминает не только великого чеха Вацлава Недоманского, выступавшего под 68-м номером, но и немецкого атлета Вельке. Тот, поднимаясь на высшую ступеньку пьедестала почета, прихватывал с собой фюрера.
Кстати говоря, в этом месте хочется уточнить некоторые формулировки. Защитить, что ли, Владимира Владимировича от Виктора Анатольевича. Все-таки Путин лучше Гитлера, и до Адольфа Алоизовича ему еще пахать и пахать, сажать и сажать, убивать и убивать, и я полагаю, что он не успеет, да и не захочет. Вообще при всех зловещих чертах сходства нашего «фошызма» с классическим в нем слишком много карикатурного: так некогда маразматический брежневский режим пародировал сталинский. Я уж не говорю о том, что наша Распилиада с двумя унитазами и вышибленной заклинившей дверью как политическое действо вызывает восторги только у начальства, и если сравнить масштабы троллинга Олимпиады-2014 с Олимпиадой-1980, когда протестовал только академик Сахаров, то поневоле уверуешь в прогресс.
Кроме того, возникают возражения на уровне чистой эстетики и зрительских впечатлений. Германский толкатель ядра идеально соответствовал нацистским представлениям насчет крафта дурх фройде и, если уж мы перешли на немецкий, вдохновлял до визга всякую там лени рифеншталь. Малышка Юля, выступавшая под музыку Джона Уильямса из «Списка Шиндлера», воплощает собой нечто совершенно противоположное и по сути своей неземное. Так Ольга Корбут и Надя Команечи никак не поддавались приватизации советской и румынской властью – они с дорогим Леонидом Ильичом и несчастным тов. Чаушеску проживали на разных планетах. Точнее, сами эти девочки были планетами-звездами, и Юля – из того же космоса. По-моему, не надо ее обижать, вспоминая про политику. А надо поздравлять, любить и слепо восхищаться.
Однако спор невозможен, поскольку с Шендеровичем уже дискутируют, и в той стилистике, которая обрыдла до рвоты. Вот тут как раз и начинается «путин», с этих полемических приемов. Какие-нибудь нашисты бродят под окнами квартиры Подрабинека. Какая-нибудь Скойбеда выписывает, работая над словом, фразу про абажуры. Какие-то неравнодушные лоботрясы водружают знамя Победы над редакцией «Дождя», и это тянет на символ. А потом хозяйствующие субъекты, как бы оскорбившись за ветеранов, вырубают телеканал из своих сетей, и здесь тоже важное отличие нынешней бесконечно лицемерной и суматошной эпохи с истерическим подзаводом от жестко авторитарных или тоталитарных времен. Мелкая уголовщина, газетная травля с коричневым цветом и запашком, мародерство, отъем бабла – вот и все полемические приемы и формы наказания.
Виктора Шендеровича из кабельных сетей не отключишь, но если хочется по примеру «Дождя» прикошмарить «Эхо», где в личном блоге писателя была перепечатана его статья, то грех не попробовать. Вот только «критиковать» эту статью по делу никак не получается. Получается только первыми попавшимися бессмысленными словами, как у лидера фракции ПжиВ Владимира Васильева, который называет текст «фашистским» и требует извинений. Хотя опыт того же «Дождя» показывает, что извиняться перед ними не надо, даже если вдруг испытаешь такое желание. Никто и не собирается просить прощения – ни Шендерович, ни Венедиктов, и речь тут, собственно, не о предписаниях Конституции РФ, как извещает всех заинтересованных лиц главный редактор «Эха». Просто перед ними не за что извиняться.
А за Юлию Липницкую я теперь буду болеть. Как и миллионы, не сомневаюсь в этом, людей во всем мире, вне зависимости от гражданства, убеждений, возраста, цвета кожи. Девочка рисует на льду, потом расписывает его своими коньками, потом взмывает в воздух, совершая головокружительные прыжки, и снова замирает над рисунком. Теги: юность, чудо, сон, вдохновение, победа. Только эти слова.
Источник: grani.ru
12.02.14.