В последние дни к нам поступило несколько вопросов по поводу того, какую позицию следует занять мусульманам Крыма в случае эскалации конфликта между Россией и Украиной.
События развиваются быстро, и, как нам кажется, военные действия в Крыму вряд ли начнутся: с одной стороны власти Киева, скорее всего, проглотят оскорбление Путина, нагнавшего своих солдат на территорию Украины, а с другой Путина его миллиарды в западных банках волнуют всё же больше, чем геополитика.
Однако, пользуясь случаем, мы хотим осветить для братьев проблему участия мусульман в конфликте между двумя кафирскими государствами.
От имама Абу Дауда Ас-Сиджистани, رحمه الله, сообщается: Я спросил имама Ахмада: Если враг нападет на жителей Константинополя, и император скажет пленным (мусульманам): «Выходите и сразитесь, и я дам вам то-то и то-то»? Сказал Ахмад: Если император скажет им: «Я освобожу вас», то тогда нет в этом ничего плохого, потому что есть надежда, что они выживут и спасутся из плена.
Абу Дауд сказал: Я спросил: А если император скажет: «Я вознагражу и облагодетельствую вас», то можно ли им воевать вместе с ним? Ответил Ахмад: Сказал посланник Аллаха, ﷺ: «Тот, кто сражался для того, чтобы слово Аллаха было наивысшим…». Я не знаю… («Масаиль аль-имам Ахмад», 1/332).
Пишет шейх Сулейман ибн Насыр Аль-Ульван: Сказал имам Ахмада, رحمه الله, «Я не знаю» из-за столкновения пользы и вреда; правила же в этом разделе ясны и понятны: суть заключается в правильной оценке пользы и вреда применительно к конкретной ситуации.
Эти вопросы при практическом применении нуждаются в тщательном изучении и оценке для определения наиболее предпочтительного, того, что относится к роду принесения пользы и к роду отведения вреда, а также выбора большего и важнейшего из двух благ.
Поистине, имам Ахмад, رحمه الله, дал фатву, разрешающую сражаться вместе с кафирами под их знаменем ради освобождения из плена, при том, что мусульманин может как уцелеть в битве, так и погибнуть, и причиной дозволенности в данном случае является получение пользы (то есть, освобождение из плена), и имам воздержался от ответа относительно сражения вместе с кафирами с целью получения благ дунья или почёта.
Группа ученых сочла дозволенным это (т.е. воевать на стороне одних кафиров против других) с намерением возвеличить слово Аллаха и нанести вред кафирам, ослабить их и вселить страх в их ряды. («Хукм помощи мусульманскому государству, которым правит кафир, против напавшего кафирского государства»).
Далее шейх Сулейман, да ускорит Аллах его освобождение, пишет:
От имамов и факихов в этом разделе передается много высказываний. Среди ученых есть те, кто дозволил это (сражаться на стороне одних кафиров против других) на определенных условиях; есть те, кто дозволил это без условий; другие же сочли, что это безусловно запрещено.
Правильным же является мнение о дозволенности этого в случае потребности, без разницы, будет эта потребность иметь частный характер, как например, освобождение из плена, или же будет общего характера на пользу всем мусульманам; причиной же дозволенности в этой возникшей проблеме является потребность, и в этом надо обращаться к обладателям знаний и опыта в подобных проблемах.
Поистине, цель Шариата — это принесение и увеличение пользы и удаление и минимизация вреда, и в этом вопросе следует установить лучшее из двух благ и худший из двух вредов, и отдавать предпочтение общему благу над частным, удалять большее зло посредством меньшего, допускать частный вред для отведения общего вреда.
И эти сообщения от имамов относительно сражения совместно с исконными кафирами и под их знаменем для такой пользы как освобождение из плена, не ограничиваются лишь этой основой, а включают все пользы и потребности мусульман… (конец цитаты).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что мусульманам дозволено сражаться против российских войск совместно с любой кафирской силой Украины так как такое сражение ведет, если пожелает Аллах, к ослаблению одного из важнейших стратегических врагов мусульман – Российского государства, силы которого активно используются сегодня для борьбы с муджахидами Кавказа, Шама и Средней Азии.
С другой стороны мусульмане, сражающиеся совместно с кафирами, не должны забывать, что они не находятся в безопасности от их коварства.
Поэтому решение по участию мусульман Украины в войне против России должны принимать люди, обладающие знаниями и опытом в подобных вопросах, способные правильно и хладнокровно оценивать ситуацию и взвешивать пользу и вред, как сказал об этом шейх Сулейман Аль-Ульван, да ускорит Аллах его освобождение.
И да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников.
Зелимхан Мерджо
05.03.14.