По делу публициста Бориса Стомахина дала показания эксперт Юлия Сафонова, составившая психолингвистическую экспертизу его текстов, которые обвинение считает экстремистскими. Об этом 6 марта сообщает из зала суда корреспондент Каспарова.Ru.
Адвокат Михаил Трепашкин попросил свидетеля пояснить ряд терминов из экспертизы, в частности «косвенные побуждения в форме выражения долженствования».
«Побуждение как речевой акт — такие слова, которые могут сопровождаться жестами, цель которых заставить что-то сделать. Побуждение можно выразить разными средствами. Побуждение можно выразить не только прямо в форме приказа, но и косвенно.
Я могу сказать: «Надо встать!», а могу — «Встаньте!», — пояснила эксперт.
Лингвисты, по признанию Сафоновой, не решали вопрос о том, реально ли то, к чему якобы призывал Стомахин, не исследовали, являются ли слова Стомахина выражением его мнения.
Как сообщила эксперт, мнение рассматривается лингвистами только в рамках гражданского законодательства, в рамках антиэкстремистского законодательства такой термин не используется.
«Мы не исследуем свободы слова, мы говорим в какой форме нечто выражено», — сказала она. «Вы ее уничтожаете», — прервал Стомахин фразу лингвиста.
Эксперт признала, что группа лингвистов не исследовала тексты на наличие гипербол, метафор, гротеска. Не исследовали, потому что в данном случае это не важно, потому что все экстремистское законодательство формально.
«Если все эти фигуры определить, я вам больше скажу, господин Стомахин очень хорошо владеет пером и воздействие от этого усиливается», — заявила Сафонова
«Я прочла эти тексты с удовольствием, не буду скрывать. Слог очень хороший», — добавила она.
Еще из текстов Стомахина эксперт узнала значение слова «либертарианство».
Она также сказала, что не может отвечать в общем по всем статьям, поскольку у Стомахина есть очень разные статьи, в том числе не содержащие экстремистских призывов.
Эксперт даже сообщила, что идеи, высказанные в некоторых из этих «неэкстремистских» статьях, она разделяет «не как лингвист, а как гражданин».
Лингвист сообщила, что антиэкстремистское законодательство не решает вопрос о том, удалось ли автору возбудить рознь или нет. «Оно носит профилактический характер», — заметила Сафонова.
Эксперт признала, что в статьях Стомахина нет элементов возбуждения ненависти в отношении других наций, кроме русской.
Правозащитник Санникова попыталась узнать, может ли в таком случае возбуждение вражды к собственной нации рассматриваться как экстремизм. Сафонова сообщила, что по этому вопросу у нее есть собственное мнение, но решение этого вопроса к ее компетенции не относится, так как вопрос юридический, но решен он должен быть.
Эксперт признала, что некоторые призывы в текстах Стомахина выражены косвенно или скрыто, но, по ее мнению, это не может повлиять на выводы экспертов относительно наличия в текстах противозаконных призывов.
Вопрос о том, кто мог поддаться призывам Стомахина, эксперты тоже не решали. «Вопрос о том, почему кто-то, прочитав «Преступление и наказание», считает его классикой, а кто-то — криминальным романом и идет убивать, мы не решаем», — заметила Сафонова.
Напомним, публициста Бориса Стомахина обвиняют в призывах к экстремизму, оправдании терроризма и приготовлении к оправданию терроризма с использованием СМИ. Ранее он уже отсидел пять лет за публикации в личном блоге, признанные экстремистскими. С ноября 2012 года он находится в московском СИЗО по новому обвинению в экстремизме.
Поводом для предъявления всех обвинений стали исключительно статьи Стомахина, опубликованные им в 2011-2012 годах в личном блоге на сайте радикальной либертарианской оппозиции «Сопротивление», а также в малотиражном бюллетене «Радикальная политика».
Источник: www.kasparov.ru
06.03.14.