Российский историк Юрий Афанасьев полагает, что между Литвой и Россией существуют «матричные различия» и что это принципиально разные культуры. По его словам, Литва после восстановления независимости движется в русле западной цивилизации, а Россия – застряла в архаизме. Раскритиковав российскую действительность, прошлое и власти, он отметил, что Литва должна «знать, с кем имеет дело».
Выступая на сегодняшней конференции в Сейме, посвященной двадцатилетию подписания литовско-российского договора об основах межгосударственных отношений, Ю.Афанасьев подчеркнул, что договор 29 июля 1991 года фиксирует не только отношения между государствами, но особенно в ходе его реализации указывает на отношения между обществами, культурами народов разного типа – литовского и российского.
«Если понять, что это за разные типы культур с принципиально различными матричными основаниями, то будут понятны и события, и персоналии», — заявил он.
По его словам, в таком случае будет понятно, что Михаил Горбачев, Борис Ельцин (при всем к нему уважении в Литве – ремарка Ю.Афанасьева) и Владимир Путин – одного поля ягоды. «В цивилизационном смысле, в смысле культурных оснований они представляют один и тот же тип культуры», — считает он.
Он напомнил о недавнем литовско-австрийском скандале, связанным с задержанием и последующим освобождением подозреваемого по делу 13 января Михаила Головатова. По его словам, несмотря на договор о межгосударственных отношениях, «речи о правовой помощи не идет».
«Многочисленные обращения Литвы за помощью к РФ по поводу событий 13 января российская сторона оставляет без ответа. И это дает таким, как М.Головатов, говорить, что из бесед с российскими дипломатами он убедился, что его «не сдадут», — говорил историк.
Говоря о качестве отношений между Литвой и Россией, он напомнил о прошлогоднем высказывании официального представителя МИД РФ Андрей Нестеренко, который заявил, что на договор от 29 июля 1991 года нельзя ссылаться, так как «этот документ на момент подписания являлся соглашением между двумя субъектами советской федерации». «Он открыто оспаривает суть этого договора, в котором стороны признают государственный суверенитет друг друга и государственный статус Литвы», — отмечает Ю.Афанасьев.
Он напомнил и о работе комиссии по пакту Молотова-Риббентропа под председательством члена Политбюро ЦК КПСС Александра Яковлева. Тогда говорили о наличии секретных протоколов пакта, а в это же время оригиналы этих протоколов, скрепленные подлинными подписями, лежали в сейфе Общего отдела ЦК КПСС. И Михаил Горбачев, санкционировавший создание этой комиссии, уверяет историк, прекрасно об этом знал и молчал.
«И молчит до сих пор, как молчит и о том, что происходило 13 января 1991 года. А когда его прямо об этом спрашивают, генсек ЦК КПСС и Верховный главнокомандующий отвечает, что ничего об этом не знал», — утверждал Ю.Афанасьев.
По словам российского историка, все вышеприведенное говорит о том, что договоры с легкостью дезавуируются российскими официальными лицами, и «за приведенными примерами стоит принципиальное различие между типами культур, представляемых Литвой и Россией».
Он не скрывает своих пессимистических воззрений на современную Россию и российское общество. По его мнению, Литва «восстановила в 1991 году, прерванную в 1940 году после аннексии, независимость» и продолжает свое развитие в русле западной цивилизации.
«Россия же в силу известных причин и особенностей застряла в своем цивилизационном развитии. И эта ее сущность не осознается, российское общество оказалось неспособно не только к саморазвитию, но и к самокритике», — уверяет Ю.Афанасьев.
Он остановился и на особенностях российской государственности, обратив внимание на следующие моменты: самовластие, вертикаль, мифологический способ мировидения. Все это, по его мнению, и держит Россию в состоянии отсталости. Немалую роль он отвел и «неспособность населения думать и полную его энтропию».
Продолжая разговор о российской власти, Ю.Афанасьев подчеркнул, у них есть свои резоны «делать вид, что они ничего не видят и не понимают». Свой акцент на ситуации в России Ю.Афанасьев перед участниками дискуссии аргументировал желанием, чтобы «не только в России, но и в Литве восторжествовало рациональное представление о России».
«Литве нужно иметь общее рациональное представление того, с кем она имеет дело сегодня», — заключил он выступление перед участниками круглого стола в Сейме Литвы «Значение литовско-российского договора о межгосударственных отношениях в 1991 году и сегодня», посвященного 20-летию литовско-российского договора об основах межгосударственных отношений.
В дискуссии приняли участие ряд представителей российской общественности, демократы, бывшие члены парламента времен Б.Ельцина и его правительства, принимавшие участие в событиях в Литве и подписании важных межгосударственных документов.
Представителей официальных российских властей, кроме сотрудника посольства России в Литве, в зале не было, хотя их приглашали на конференцию.
31.07.11.