Белоруссия и мятежная грузинская республика Южная Осетия прохладно восприняли прозвучавшие в понедельник заявления российского премьер-министра Владимира Путина, который призвал к их объединению с Россией как во времена СССР.
Министр иностранных дел Белоруссии сообщил, что не может дать комментарий по этому поводу, тогда как президент Александр Лукашенко всегда был ярым сторонником независимости своего государства.
«Александр Лукашенко четко сказал, что национальный суверенитет — это святая вещь для белорусов, он не является какой-то конъюнктурой и даже предметом переговоров», — заявил AFP пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства Андрей Савиных.
На прозвучавший в понедельник во время проправительственного молодежного форума вопрос о возможности объединения России и Белоруссии «как во времена СССР», Владимир Путин, который говорил в 2005 году о том, что распад Советского Союза был «крупнейшей геополитической катастрофой» XX века, ответил без обиняков.
«Это возможно, очень желательно и полностью зависит — на 100% зависит — от волеизъявления белорусского народа», — заявил он задавшему вопрос молодому белорусу и добавил: «Боритесь за это».
Схожую позицию он высказал и по вопросу Южной Осетии, маленькой пророссийски настроенной республики на севере Грузии. Москва по сей день остается одной из немногих мировых столиц, которые признали ее независимость после непродолжительной российско-грузинской войны августа 2008 года.
В Тбилиси, разумеется, выступили с критикой этих заявлений. Они продемонстрировали, что «задачей России была аннексия грузинских территорий», отметил первый вице-спикер грузинского парламента Михаил Мачавариани.
Даже Южная Осетия, небольшая республика с населением в 50 000 жителей, не выразила восторга по поводу предложений Владимира Путина.
«Наш народ сделал выбор о независимости, и никаких планов стать субъектом Российской Федерации у нас нет», — сообщил посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
В то же время он подчеркнул, что его республика готова войти в состав Союзного государства России и Белоруссии, политического и экономического альянса с размытыми контурами и прерогативами.
По мнению российских и белорусских наблюдателей, заявления Путина направлены в первую очередь внутрь страны и служат ответом на стремление к величию многих россиян, что особенно важно с учетом вступления страны в предвыборный период (парламентские выборы в декабре 2011 года и президентские в марте 2012 года).
«Это заявление нацелено на сегмент российского населения, который испытывает ностальгию по» советскому прошлому, — считает белорусский оппозиционер Анатолий Лебедько. — В России уже идет предвыборная кампания».
По данным проведенного в июне опроса, если бы в Белоруссии проходил референдум о присоединении к России, 31,4% граждан проголосовали бы «за», а 47,8% «против».
Российский политолог Станислав Белковский также уверен в том, что призыв Путина — это тактический политический ход: в заявлениях российского премьер-министра «нет никакого серьезного политического наполнения». «Владимир Путин отнюдь не был искренен», добавил он, подчеркнув, что в действительности российский лидер не стремится к объединению с Белоруссией.
Россия поддерживает со своим союзником Александром Лукашенко тесные, но непростые отношения. Так, в июне Москва пришла на помощь Минску, выделив кредит в три миллиарда долларов для того, чтобы помочь бывшей советской республике выбраться из тяжелейшего экономического кризиса.
В ответ Россия рассчитывает получить доступ к лучшим белорусским активам, тем более что западные государства ввели против Минска санкции из-за репрессий против оппозиции, несколько лидеров которой оказались за решеткой после состоявшихся в декабре президентских выборов.
(«Le Nouvel Observateur«, Франция)
03/08/2011