Посещение В. Путиным пионерлагеря «Селигер» обогатило предвыборную гонку новой интригой. «Национальный лидер» объявил о возможном присоединении к России Белоруссии и Ю.Осетии. По сообщениям информагентств сюжет разворачивался так: «В ходе общения с молодежью на форуме «Селигер-2011» премьер-министру был задан вопрос о том, может ли Россия и Белоруссия стать одним целым — так, как это было во времена Советского Союза. «Это возможно, очень желательно и полностью зависит, на 100% зависит от волеизъявления белорусского народа», — сказал Путин. В ответ молодой человек — представитель Белоруссии — заверил, что народ этого хочет. «Тогда боритесь за это», — сказал Путин».
Также «по желанию трудящихся» и в качестве ответа американским чемберленам, признавшим Ю.Осетию и Абхазию оккупированными Россией грузинскими территориями, премьер предлагает присоединить к России Ю.Осетию. Про Абхазию он дипломатично умолчал, т.к. абхазы против вступления в Россию. Они мечтают о независимом государстве.
С Ю.Осетией все более или менее понятно. Для Кокойты не так важен формальный статус Ю.Осетии. Главное – финансирование из Москвы и сохранение личного контроля над финансовыми потоками. Стать «Чечней-2» в составе России – выгодный бизнес-проект.
Путин решает свои задачи. Во-первых, даже на уровне деклараций его слова вызовут новый виток напряжения в отношениях с Грузией. Переговоры по ВТО Грузия вынуждена будет свернуть или притормозить, несмотря на давление администрации Обамы. Группа сторонников «госкапитализма», стоящая за Путиным, категорически против вступления России в ВТО. Сюжет с Ю.Осетией – прекрасный повод торпедировать переговоры под предлогом восстановления былого советского могущества.
Во-вторых, Путин таким образом набирает очки среди населения, играя на ностальгии по советской империи. «Народный фронт» начинает наполняться соответствующим содержанием.
Еще больше очков сулит возможный аншлюс Белоруссии. Все же осетины – кавказцы, нерусские. А белорусы – «наши», младшие братья русского народа. Возвращение Белоруссии в лоно России – это уже обращение не к советским мифам, а к традициям великорусского национализма. Воплощение идеи «собирания русских земель». Националистическая часть электората должна быть довольна.
Но, как и в случае с Ю.Осетией, наряду с пропагандистскими Путин и его группа поддержки преследуют и иные, более приземленные цели. Белоруссия – маленькая страна с населением меньше Москвы. Именно так ее и воспринимает правящий российский олигархат. Поэтому операция по «зачистке» Лукашенко рассматривается в одном ряду с проведенной операцией по устранению Ю. Лужкова. Российскую олигархию интересуют «куски» белорусской собственности, такие как Мозырский и Новополоцкий НПЗ, «Беларуськалий», «Белтрансгаз», МАЗ, МТЗ, БелАЗ, БМЗ, предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства. Лукашенко не раз заявлял, что даром ничего не отдаст. А Кремлю нужно именно даром. Нет смысла платить за белорусские мощности рыночную стоимость. Откуда тогда возьмется быстрый «навар»? Эту бизнес-задачу можно решить проще – свергнуть Лукашенко как диктатора, провести в Белоруссии референдум о присоединении к России, и дальше делай, что хочешь.
Экономический кризис в Белоруссии был спровоцирован из России. Играя против Лукашенко в ходе президентских выборов в Белоруссии, Кремль вынудил Батьку, с одной стороны, пойти на популистские шаги в социальной политике (что легло бременем на госбюджет), а, с другой стороны, прибегнуть к жестким репрессиям против оппозиции. Потом начались игры с кредитами, импортными пошлинами на нефть и прочие экономические комбинации, которые, в конечном счете, спровоцировали обвал белорусского рубля. Европейцы купились на «подавление демократии», спровоцированное Кремлем, и выдали новую порцию санкций против «последнего диктатора Европы». Фактически Евросоюз подыграл Кремлю, устроив Лукашенко очередную обструкцию по поводу политических свобод в Белоруссии. Было это сделано по сговору с Москвой или в силу инертности и политической беспомощности евробюрократии – вопрос второстепенный. Скорее всего, роль сыграли и лоббистские усилия Кремля среди евробюрократов, и шаблонность мышления тех, с кем такую работу не проводили.
Батька оказался зажат в тисках и лишился возможности для маневров. Сложилась парадоксальная ситуация – Европа изолирует режим Лукашенко под предлогом защиты прав и свобод в стране и создает идеальные условия для аншлюса Белоруссии путинской Россией. Забавно, но в российских СМИ Лукашенко третируют как диктатора и гонителя оппозиции. Можно подумать, что в России образцовая демократия. Совершить в Белоруссии «демократический» переворот с помощью Европы и решить свои собственные задачи – мимо такой возможности Путин, с его любовью к «разводкам», пройти не мог.
Выгоды аншлюса Белоруссии очевидны. На счет «Народного фронта» будет записана грандиозная победа в деле «собирания русских земель». Российские олигархи начнут «спасать» Белорусскую губернию, присваивая собственность и обещая белорусам «эффективный менеджмент». А Европа останется со своими демократическими лозунгами и получит в качестве подарка общую границу с Россией. А там рядом Польша. Тоже интересная страна в плане активов: запасы сланцевого газа, угля, руды, развитая промышленность (машиностроительная, химическая, текстильная и проч.) Есть, где развернуться…