Начиная с этой среды и на протяжении многих недель, в окошке высокого терема на Краснопресненской набережной досужие прохожие смогут увидеть знакомое, но закручинившееся лицо. Это наш национальный лидер будет выглядывать заветную весточку из Каира. Руки сильные, мускулистые, но всё же чуть трясущиеся, будут тревожно отрывать по лепестку от гадальной ромашки. Только вместо обычного «любит-не любит, плюнет-поцелует» – тонкие неровные губы, столь обожаемые девицами Селигера, будут нервно шептать: повесят-отпустят, посадят-расстреляют?
В Каире судят Хосни Мубарака. «Не дождетесь!» – по-арабски говорил египтянам Мубарак все 30 лет своего крутого правления. Арабы дождались.
В здании полицейской академии, что недалеко от станции метро, всего полгода назад носившей имя президента Мубарака, в зале на 600 мест будут проходить судебные заседания, охраняемые 5000 солдат и офицеров, а также 50 танками и бронетранспортерами. На площади перед академией огромные телевизионные мониторы будут показывать все, что происходит в зале. Прямая трансляция в режиме онлайн будет передаваться на всю страну и за её пределы.
Большая клетка для президента уже готова. Частые черные стальные прутья, пуленепробиваемое стекло, кондиционеры, микрофоны и телекамеры – все, как положено. В час, когда я пишу эти строки, 83-летнего Мубарака должны погрузить на военный самолет и доставить из госпиталя в Шарм-аль-Шейхе. Рядом с бывшим президентом на безрадостной скамье будут сидеть двое его сыновей и шесть высших чинов бывшей полиции. Им вменяются воровство, злоупотребления служебным положением, убийства невиновных. Обвиняемым грозит смертный приговор. Сюжет обещает крутые повороты и захватывающие дух разоблачения.
Срочно учить арабский, что ли?
Между жарким Египтом и прохладной нашей родиной общего немного, даже вожди многими жизненными вехами не совпадают. До того как погрязнуть в деспотии Мубарак служил летчиком, воевал, был смел, в политику пришел генералом. Наш альфа-лидер до больших звезд не дорос, пороху не нюхал, был тихий завклуб, а служебный долг имел – стучать на коллег и соотечественников. В политику вполз на коленях. Мубарак отчитывался в своих действиях только перед Аллахом. Наш подотчетен Богу Всемогущему, Медведеву и народу. Всемогущество Бога во многом компенсируется покладистостью Медведева. Что же до народа, то он на конкретике не настаивает. Пока.
Но ислам ли терпкий, православие ли плавное, а любая «власть-на-хапок» диктует свои суровые и совпадающие законы. Оба обуяны бесом мессианства. Оба влюблены в себя по уши. Оба густо окружены дружками, которые или от младых ногтей ворюги, или обнаружили в себе страсть к большим хищениям сравнительно недавно, но вдруг и навсегда. Оба создали великие и непобедимые партии. Партия Мубарака получила 90 процентов голосов совсем недавно. Партия Путина получит ровно столько же очень скоро. Оба вождя истово верят в нескончаемую стабильность – но только с собою во главе. Оба ведут особый счет своим победам. Если вы вкалывали на двух работах и купили, наконец, «форд-фокус», то режим записывает себе сразу два плюса. Отдельный крестик – за «форд», отдельный – за фокус.
И еще оба деятеля буквально на одно лицо, когда речь заходит о народовластии. Из всех видов демократии они уважают только две – подлинную и настоящую. В апреле 2005 года, когда Путин посещал Каир с государственным визитом, один из президентов сказал: «В нашей стране сейчас существует свободная пресса. Мы констатируем верховенство закона. Есть другие основы демократической, подлинно демократической жизни. И по мере того, как демократические процессы будут усваиваться (нашим) народом, мы продолжим этот процесс, движение в этом направлении. Это в полной мере относится и к экономическому реформированию нашей страны, нашего общества. Нам удалось создать рыночную экономику. Кстати говоря, в результате этого, в результате совершенной в свое время национализации ряда секторов экономики, было немало проблем, но мы твердо намерены продолжать реформирование нашего общества».
Так все же: каким из лидеров и какому из народов сулилось счастье «по мере освоения процессов»? Египтянам или россиянам? Кто из нас не дорос? Тысячелетняя Россия или пятитысячелетний Египет?
Как и следовало ожидать – оба. Приведенные выше слова сказал Хосни Мубарак в присутствии Владимира Путина. А вот что тут же сказал Владимир Путин в присутствии Хосни Мубарака:
«Вот как раз с того, чем закончил господин Президент, я бы хотел продолжить. Демократическая форма устройства общества и государства является в современном мире наиболее эффективной. И с этим никто не спорит. Однако институты демократии, принципы демократии не могут эффективно внедряться на той или иной территории без учета национальных традиций и истории… Настоящая демократия может утвердиться только в результате внутреннего развития самого общества».
За «подлинную демократию» Мубарака будут судить на виду всего мира. Ровняясь на вынесенный ему приговор, можно на глазок прикинуть, на сколько тянет «настоящая демократия» образца Владимира Путина. И что ему светит, если однажды удастся собрать к Колонному залу 5 тысяч солдат и 50 танков.
В отличие от большинства коллег, Мубарак не воспользовался последним самолетом и не слинял из любимой отчизны. Среди деспотов это редкость. Не только блеклый тиранчик Бакиев, но и сам блистательный Наполеон предпочел напоследок держаться подальше от любимых сограждан. Возможно, суд зачтет это старому генералу, избавив его если не от тюрьмы, то от петли.
Но справедливый суд важнее справедливого наказания. Многие египтяне, как пишут каирские газеты, опасаются неприятных сюрпризов. И не в том смысле, что поверженному вождю смягчат участь. После суда – пускай, народ не одержим местью. Больше всего люди опасаются, что Мубарак внезапно помрет. Или, что хуже, ему помогут срочно отправиться в мир иной. И тогда главные мерзости режима уйдут вместе с ним. А все 19 генералов, которые ныне составляют правящий страною Военный совет, назначенные Мубараком и выпестованные им, без особых хлопот станут безупречными спасителями отечества.
Так что египетский урок для нас не только в том, что на головы тиранов кирпич падает внезапно и безотносительно к процентам тухлых выборов. И даже не только в открытом суде с трансляцией и вентиляцией. Главное, чтобы на пути к свободе не делать долгих привалов: именно в это время, если не подмести опустевший постамент, на крохи власти сбегаются новые крысы. Приглядитесь к окошку на Краснопресненской. Видите? Вон там, чуть в глубине, серенькие, на втором плане. Чуть зазеваемся – они нас тут же и осчастливят.