Я не фанат Тимошенко. И не ее адвокат. Хорошо помню, как в 2005 году своими безрассудными действиями она создавала искусственный дефицит товаров, а многочисленные попытки перераспределить собственность закончились экономическим спадом на Украине и бегством капиталов.
Но надо быть объективным. То, что сейчас происходит с Тимошенко – это политическая расправа. Расправа слабеющего на глазах, теряющего популярность президента Януковича, рейтинг которого опустился до 13,4%, над главным оппозиционером Украины Тимошенко.
Янукович давно пытался посадить Тимошенко.
Первый раз – за якобы нецелевое использование «киотских денег» — дело развалилось. Второй раз – за злоупотребление при покупке машин скорой помощи – дело опять развалилось. И вот сейчас Тимошенко обвиняют в превышении должностных полномочий в связи с договором по газу между Россией и Украиной.
Обращаю внимание, что обвиняют не в воровстве, не в коррупции, а именно в превышении должностных полномочий.
В Верховной Раде звучат грозные заявления о государственной измене, о борьбе с коррупцией. Но это не борьба с коррупцией. Это беспредельная борьба с оппозицией. Договор о поставках газа на Украину подписывался в драматических условиях газовой войны 19 января 2009 года. Европа замерзала, перебои с газом грозили коллапсом украинской экономики.
Под договором стоят подписи Путина и Тимошенко. Тимошенко вернулась в Киев победителем: газ для Украины в 2009 году – 230 долларов за тысячу кубометров, поставки возобновились, вопрос с долгами урегулирован. В договоре предусмотрена европейская формула цены, при этом Украина получает на два года скидку в размере 20%.
Сейчас многие на Украине считают, что договор грабительский для страны и что Путин оказал беспрецедентное давление, а возможно, Тимошенко решила с ним свои личные материальные проблемы.
Говорят еще про откаты, которые существовали во взаимоотношениях премьер-министров.
Я не верю ни в одну из этих версий.
Безусловно, ни Путин, ни Тимошенко чистоплотностью не грешат. Но совершать криминальные сделки друг с другом никогда бы не стали, поскольку уровень доверия между ними нулевой. В Кремле не забыли, кто был лидером оранжевой революции, и кто проводил курс на сближение с Западом и интеграцию в европейские структуры.
Гораздо более правдоподобна другая версия: Юлии Владимировне накануне президентских выборов во что бы то ни стало надо было урегулировать газовый конфликт с Москвой. Зная ее характер, несложно догадаться, что скидка на газ на два года – ровно то, что позволяло ей заработать очки на предстоящих выборах. Она была уверена в победе, а что будет после, в том числе и с ценой на газ, – ее волновало мало.
Она не предполагала, что цены на нефть превысят 100 долларов за баррель, а скидки исчезнут.
Она также не знала, что к 2011 году цена на газ для Украины окажется выше, чем для Германии и Италии. Она не понимала, что для друга Берлускони и главного бизнес-партнера Путина – Германии, «Газпром» дает скидки более существенные, чем 20% для Украины.
То есть мы видим классическое авантюристическое поведение Юлии Владимировны, но криминалом здесь и не пахнет.
Реакция Кремля, твердо защищающего Тимошенко, продиктована вовсе не любовью к ней. Это самозащита. Ведь если Тимошенко, подписав договор, совершила преступление, то Путин либо подельник, либо соучастник, либо, на худой конец, свидетель. Без его участия в судебном процессе над Тимошенко сам процесс ущербен, очевидно, политически ангажирован, и очевидно, никакого отношения к закону не имеет.
Путин все это отлично понимает и защищает Юлю, чтобы накануне парламентских и президентских выборов в России не вляпаться в крайне неприятную историю. Расправа над оппозицией – верный признак путинизации и лукашизации Украины.
Борис Немцов, политик, движение «Солидарность»
www.echo.msk.ru/ua/blog/800514-echo/
08.08.11.