Помню, в Советском Союзе иногда было стыдно за руководителей страны – шамкающих, не способных связать двух слов, не умеющих себя прилично вести, туповатых и без всяких надежд на улучшение. Короче, маразматическая стадия социализма. Нечто подобное приходится испытывать и теперь. То одному президенту взбредет в голову позировать перед фотографами топлес или изъясняться на приблатненном уличном жаргоне, то другой, снисходительно посмеиваясь, выдаст в эфир такое, отчего начинаешь задумываться – а действительно ли мы живем в стране богатой культурными традициями и с тысячелетней историей?
Нет, никто не питает иллюзий относительно весьма скромных достоинств двух наших последних президентов, но ведь в других странах могут подумать, что они – элита, лучшие, избранные народом.
Что же сказал президент Медведев в интервью оппозиционному «Эху Москвы», вражескому ПИКу и ручному Russia Today? Честное слово, если бы все 53 минуты интервью Медведев многозначительно молчал, впечатление он бы произвел более выгодное. Надо отдать должное журналистам, они не слишком щадили его, хотя до настоящей журналистской беспощадности им было далеко. Но даже на эти прямые, но отнюдь не каверзные вопросы, Медведев не мог найти такие ответы, чтобы была ясна его позиция и при этом не было смешно. Вероятно, он и его коллеги в Кремле ежедневно получают такую искаженную информационную картину мира, такой откровенный лубок и развесистую клюкву, что при малейшем столкновении с реальным миром они теряются и не знают, что отвечать.
Журналисты спрашивают, почему не выполнен план Саркози и российские войска не отведены на довоенные позиции. Медведев отвечает: «Я выполнил план Медведева-Саркози на все сто процентов». А как же с отводом войск на довоенные позиции, интересуются журналисты. Он произошел, невозмутимо отвечает Медведев. Войска отведены «на довоенные позиции в понимании российской стороны». Что это такое? У позиции есть точки координат, а не российское или французское понимание. Кого Медведев держит за идиотов?
Журналисты спрашивают, как относится Медведев к резолюции Сената США, признающей оккупацию Россией 20% грузинской территории. Медведев отвечает, что «формулировки Сената ни на чём не основаны, они отражают вкусовые пристрастия отдельных престарелых членов Сената, которые в силу субъективных причин симпатизируют тем или иным людям». И вообще, ему нет до этого никакого дела. Это ответ политика, президента страны?
Журналисты спрашивают Медведева, почему он не идет на диалог с законно избранным президентом Грузии. Медведев отвечает, что не может простить ему убийства наших миротворцев: «Этого я ему никогда не прощу, и поэтому я с ним общаться не буду, хотя он периодически пытается подмигивать в различных международных коридорах и так далее». И это – ответ президента? Саакашвили бегает по международным коридорам и подмигивает Медведеву? Гордый Медведев не садится за стол переговоров, потому что не может простить Саакашвили? Что за детский сад? Если бы личное прощение всегда было условием диалога, то никаких мирных переговоров вообще не существовало бы. Какая гордыня или безумство должны овладеть Медведевым, чтобы взаимоотношения двух стран он согласился поставить в зависимость от своей личной неприязни к Михаилу Саакашвили?
Первое, что приходит в голову: просто Медведев не нашел лучшего ответа, а причины на самом деле есть и вполне серьезные. Однако, поразмыслив, вспомнив похожие высказывания Путина и всю российскую политическую стилистику, начинаешь понимать – Медведев сказал сущую правду. Они действительно «не хотят водиться» с Саакашвили. Они сидят в большой песочнице за кремлевскими стенами и играют в большую политику. Они все время обижаются, ругаются в меру своего уличного или домашнего воспитания, воруют друг у друга игрушки и готовы драться со всеми, кто не признает их первенства. Советский маразм сменился российским инфантилизмом.
Менять! Как можно скорей менять их, пока великовозрастные инфанты и неуравновешенные подростки не натворили с Россией таких бед, от которых она уже не сможет оправиться. Менять, не откладывая. Вот только как?