Главная » Все Новости » События » Августовский путч: «Горбачев – это предатель»

Августовский путч: «Горбачев – это предатель»

Олег Бакланов, один из организаторов августовского путча, защищает и сегодня этот мятеж и считает его попыткой спасти Советский Союз. Он рассказывает газете Die Presse о тех драматических часах…

Для того, чтобы помешать перестройке и предотвратить подписание нового союзного договора, который должен был предоставить больше свободы советским республикам, 19 августа 1991 года восемь членов советской номенклатуры организовали путч против Михаила Горбачева. Через три дня они вынуждены были сдаться, и победителем оказался Борис Ельцин. Один из путчистов покончил жизнь самоубийством, остальные оказались в тюрьме. К юбилею этого события Олег Бакланов — один из четырех ныне здравствующих участников путча — рассказывает газете Die Presse о тех драматических часах.

Die Presse: 20 лет назад произошел августовский путч. Сохраняют ли его организаторы до сих пор между собой дружеские отношения?

Олег Бакланов: Я хотел бы прояснить некоторые вещи. Слово «путч» исходит от Горбачева. А Горбачев — это предатель. Я бы не сказал, что организаторы тех событий являются друзьями, но мы поддерживаем друг с другом контакт.

— Горбачев в одном из интервью сказал, что путчисты «и правда были идиотами» и что они все испортили.

— Я не буду комментировать слова политического трупа. А о себе он ничего не сказал?

— Сказал, что он был «наполовину идиотом», так как поехал в то время в Крым на отдых.

— Это уже хорошо. Когда он 4 августа отправился на отдых, мы ему подмигнули. Но потом он и Борис Ельцин втайне подготовили новый союзный договор…

— который должен был быть подписан 20 августа.

— … и в котором не было сказано ни слова о «социализме» или о «единстве». Это было бы разрушением государства. 16 и 17 августа этот договор появился в газетах. Я был на отдыхе, и вдруг мне звонит Крючков (глава КГБ) или Болдин (глава администрации президента) и спрашивает, читал ли я газеты. После этого он созвал совещание. Мы вместе с некоторыми коллегами направились в Крым для того, чтобы сказать Горбачеву о том, что этот договор подписывать нельзя.

— Но он предусматривал определенное государственное единство. А центробежные силы были тогда реальностью.

— Я оцениваю это по-другому. Ситуация была во многом искусственно раздута.

— Союзный договор был только непосредственным поводом, а вероятность путча к этому времени уже давно носилась в воздухе.

— Мы выступили не против Горбачева, а против договора. Еще раньше мы неоднократно призывали Горбачева к тому, чтобы он начал действовать, так как страна становилась все менее управляемой.

— Министр иностранных дел Шеварднадзе еще на съезде партии в 1990 году предупредил о возможности диктатуры, которая якобы тогда уже готовилась. Что он имел в виду?

— Понятия не имею. Он тоже был врагом Советского Союза.

— Расскажите, как проходил разговор с Горбачевым в Крыму.

— Мы полетели туда вчетвером. Горбачев заставил нас ждать полчаса. Он делал вид, что хромает. Он спросил, кто нас послал. Я сообщил, что договор встретил сопротивление  в Верховном Совете. Мы беседовали два часа. Наше предложение о том, чтобы поехать в Москву для того, чтобы прояснить ситуацию, он отклонил, сославшись на здоровье. Но затем он сказал: я поеду в Москву для того, чтобы подписать договор даже в том случае, если врачи отрежут мне ногу. Но мы хотели  созвать Верховный Совет. И тогда Горбачев говорит: идите к черту, делайте, что хотите, но имейте в виду – все должно быть согласовано. Его супруге Раисе, стоявшей у двери, мы сказали, что приехали как друзья.

— Когда было принято решение о  путче?

— Когда мы приехали в Москву, документы уже были готовы к подписанию.

— Горбачев знал об этих планах?

— Вероятно. Он сказал нам, что его связь с внешним миром прервана. Но у него было много запасных вариантов связи. 200 его охранников могли бы нас задержать.

— Существует мнение, что Горбачев допустил этот путч для того, чтобы таким образом избавиться от своего главного противника Ельцина.

— Только он сам может ответить на этот вопрос. Сегодня я понимаю, что он все время вел себя двусмысленно.

— Путч провалился всего за три дня. Почему план был таким плохим, почему его организаторы капитулировали перед небольшим количеством демонстрантов?

— Как можно разработать план за два-три дня? Наша задача состояла в том, чтобы избежать кровопролития. А Ельцин и его окружение неожиданно были настроены агрессивно, они были очень возбужденными и нервными.

— Какие мысли возникли у вас позднее в тюрьме?

— Печальные. Но мне было безразлично, так как я знал, что происходящие в стране процессы больше от меня не зависят.

— Когда лучше живется – при социализме или при капитализме?

— Мне всегда было хорошо. Но я думаю, что, если бы Советский Союз сохранился, было бы меньше преступлений и больше справедливости.

Олег Бакланов родился в 1932 году в Харькове. Получил высшее техническое образование, в 1976 году стал заместителем министра (общего) машиностроения и ответственным за оборонную и космическую промышленность. В конце перестройки Бакланов был секретарем Коммунистической партии по обороне, а в 1991 году он стал заместителем главы Совета обороны. После путча в течение полугода сидел в тюрьме. Сегодня он является главой совета директоров фирмы «Рособщемаш», которая выполняет оборонные заказы и торгует самыми разными товарами.

Олег Бакланов, секретарь ЦК КПСС, член ГКЧП

Кем был в августе 1991: секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам, член ГКЧП.

Что делал после 1991: освобожден по амнистии в 1994 году. Сейчас — председатель Совета директоров ОАО «Рособщемаш».

Die Presse«, Австрия)

18/08/2011