Постепенно жизнь в Грозном входит в нормальное русло. Однако в то время как Рамзан Кадыров упивается образом «великого градостроителя», за шикарными фасадами господствует страх, пишет обозреватель Tageszeitung Клаус-Хельге Донат.
Разрушенный в ходе двух чеченских войн Грозный сегодня не узнать. Круглосуточно по городу курсируют грузовики со стройматериалами — Рамзан Кадыров, чеченский лидер, тщеславен. «Грозный снова должен стать жемчужиной Северного Кавказа», — добавляет автор.
«Рамзан, Грозный благодарен тебе» — большими светящимися буквами написано на фасаде дома, расположенного напротив новой мечети чеченской столицы. Построенная по аналогии с Голубой мечетью в Стамбуле, она вмещает до 10 тыс. верующих и является, пожалуй, самой крупной в Европе. Открыл свои двери и третий в России исламский университет, говорится в статье.
В нескольких шагах от него расположился ультрасовременный торгово-деловой комплекс, а бизнесмены из Эмиратов и Турции выстроили для себя высотки из стекла и бетона.
Жители столицы ценят этот прогресс, поскольку впечатляющая программа реконструкции города предусматривает и возведение новых жилых домов, а старые приобретают новые фасады. Запуск в эксплуатацию водопроводной системы, не работавшей почти десятилетие, ознаменовал собой чуть ли не начало новой эры.
«Внешне жизнь входит в нормальное русло. Однако за шикарными фасадами господствует страх. Тот, кто сопротивляется господству клана Кадырова, не только лишается благ нового времени. Террор нового режима может коснуться всех и каждого. Возможно, в этом заключается одна из причин того, что поздним вечером город вымирает. Даже во время войны на улицах кипела жизнь по вечерам. (…) Правозащитники, привыкшие открыто говорить правду, сегодня настаивают на анонимности», — пишет автор.
Пропасть между обычными чеченцами и приближенными правящей клики хорошо демонстрирует новый торговый центр в центре города. Здесь можно купить одежду самых элитных европейских марок, дорогой фарфор, эксклюзивные кожаные изделия и одежду для элегантных дам-мусульманок. «Наши товары могут позволить себе избранные», — говорит одна из скучающих продавщиц. Клиенты здесь большая редкость, о своем визите принято сообщать заранее. Одним из таких «избранных», по всей видимости, является молодой Магомед. «Мой отец — советник президента!» — с гордостью объявляет тинейджер, считающий, что ему подобным разрешено все.
«Наметившаяся эрозия ценностей не имеет ничего общего с модернизацией. Общество утрачивает ориентиры. Чем очевиднее это становится, тем усерднее Рамзан Кадыров затягивает его в созданный им самим корсет из ислама и традиции. (…) Постепенно он превратился из деревенского парня в искушенного политика. Ему удалось — как того требовала Москва — лишить привлекательности исламистское подполье и переманить на свою сторону вчерашних боевиков».
«Мы добились всего, за что боролись, — признает Умар, бывший боевик. — Мы практически независимы, живем по законам ислама. А кто за это платит? Россия. Спасибо Рамзану».
Религиозная программа Кадырова мало чем отличается от взглядов лидера террористического подполья Доку Умарова, который стоял за двойным терактом в Москве в марте 2010 года. В открытую Кадыров не призывает к джихаду против Москвы, однако на деле «рамзанизм» стоит выше российской системы правосудия, а приоритетным является шариатский суд.
Больше всего не повезло женщинам, права которых попираются все больше, замечает комментатор. Для чеченского народа такое отношение к женщине нетипично — как правило, именно женщины выступают за права человека, позволяют себе критические высказывания. В годы войны они прятали своих мужчин, защищали их, становились порой единственными добытчиками в семье. «Кадыров больше не хочет мириться с укрепляющейся ролью женщин». Выступая по телевидению, он все чаще говорит о том, что чеченская женщина не должна работать, благосклонно отзывается о многоженстве.