Любому задающему себе вопрос о том, не смягчился ли Владимир Путин, готовясь вновь занять президентское кресло, следует посмотреть, как вел себя кремлевский босс в четверг на деловом форуме в Москве. Отвечая на вопрос о том, вступит ли Россия в ближайшие месяцы во Всемирную торговую организацию, как предсказали в прошлый понедельник после переговоров в Вашингтоне его министр торговли и администрация Обамы, Путин заявил, что западные страны пытаются спрятаться за грузинской проблемой, чтобы заблокировать вступление Москвы. Это циничное и откровенно ложное заявление следует разрушить и показать, что оно говорит о возможном курсе России во время следующей фазы путинизма, которая может продлиться двенадцать лет, если этот самовластный человек добьется своего.
Расположенная на Кавказе бывшая советская республика Грузия, чью независимость, либеральную демократию и альянс с Соединенными Штатами Кремль считает недопустимыми, является членом ВТО. Поэтому она должна дать согласие на членство России в этой организации. Проблема в том, что Россия не только наложила запрет на импорт большей части грузинских товаров, но и оккупировала две ее провинции после вторжения 2008 года. А Москва безуспешно пытается добиться признания Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств.
Признавая то обстоятельство, что она не может использовать процесс вступления в ВТО для отмены данных реалий, но вместе с тем, не желая подтверждать факт утраты своих провинций, Грузия предлагает России согласиться на размещение вдоль грузинских границ зарубежных таможенных наблюдателей. Нам говорят, что Грузия может согласиться на предложение швейцарских посредников, в соответствии с которым процесс мониторинга будет отчасти осуществляться электронными средствами. Однако Россия отвергает любую форму контроля над своим экспортом в эти провинции и говорит, что не пойдет ни на какую сделку в рамках вступления в ВТО.
Цинизм заявления Путина заключается в том, что администрация Обамы поставила перед собой в качестве важнейшей цели добиться членства России в ВТО, а президент занимается этим вопросом лично. Путин хорошо знает об этом и проявляет двойственность. Как он заявил в четверг, «у нас есть и плюсы, и минусы при вступлении в ВТО». Это значит, что он может использовать данную проблему в собственных интересах и целях. Обвинив Вашингтон в том, что он использует Грузию, чтобы заблокировать продвижение вперед в вопросе вступления, Путин добавил: «Если они хотят, чтобы Россия была членом ВТО, они могут сделать это очень быстро». Иными словами, он хочет, чтобы Обама заставил правительство Грузии согласиться на российские условия.
Представители администрации говорят нам, что этого не произойдет. Среди прочего, Белому дому понадобится согласие многочисленных друзей Грузии в Конгрессе, чтобы там прошел закон по поводу российского членства в ВТО. Но Путин может выиграть в любом случае. Если Грузию не удастся принудить, ее можно будет обвинить в провале российских усилий по присоединению к торговому режиму, который способен нарушить работу коррупционных схем в России. Добро пожаловать назад, господин Путин: вы нисколько не изменились.
(«The Washington Post«, США)
10/10/2011