Раньше Запад беспокоился из-за того, что Россия слишком могущественна, но Россия в упадке — это более опасная перспектива, полагает обозреватель The Financial Times Филип Стивенс. «Происходящее в лондонском суде — неприятное напоминание о том, что при Путине дело идет ко второму варианту», — пишет автор, подразумевая тяжбу Березовского и Абрамовича.
«Когда смотришь, как оба приезжают в суд с фалангами телохранителей, незаинтересованному наблюдателю трудно решить, за кого болеть. Пусть интрига достойна романа Ле Карре, но в идеальном мире и истец, и ответчик проиграли бы дело», — говорится в статье.
Зато тяжба интересна тем, что проливает свет на нынешнее и будущее положение России. В сюжете есть общая тема — это Путин, продолжает автор.
«Россия до сих пор застряла в 1990-х», — утверждает Стивенс. Правда, Путин восстановил видимость порядка, список основных игроков несколько обновился, но принципы игры прежние: «богатство сосредоточено в руках горстки избранных, коррупция процветает, верховенство закона существует только для вида», бизнесмены «платят за политическое покровительство». Россия стала богаче благодаря росту цен на нефть и газ, но во всех других областях — зарубежные инвестиции, технологический прогресс, структура торговли, состояние инфраструктуры и образования — тучи сгущаются. Путин — определенно не модернизатор.
По мнению обозревателя, та же ситуация наблюдается в геополитике: «отношение Путина к миру застряло в постсоветской «петле времени». Стивенс полагает, что стратегическим интересам России угрожают малонаселенность восточных территорий, джихадистский терроризм, экономическая отсталость всей страны, навлекающая презрение Пекина. Однако «Путин предпочитает старых врагов: внешняя политика России предопределяется комплексом жертвы из-за того, что империя потеряна, а также из-за убеждения, что НАТО обмануло Москву», — пишет автор. Россия претендует на статус второй сверхдержавы, хотя ее экономика в 10 раз меньше американской.
Между тем США и Европа заинтересованы в том, чтобы Россия была современной, стабильной и процветающей, а также открытой миру. «Россия в упадке предпочтет искать себе врагов, а не заводить друзей», — считает автор. Но, по его мнению, Путина переубедить невозможно: он застрял в прошлом.