У такой демократии есть все необходимые атрибуты, однако Путин и его помощник контролируют ее результаты
Джон Данлоп (John Dunlop) — старший научный сотрудник в Институте Гувера (Hoover Institution) и эксперт по закату Советского Союза и внутренней политике России. Вчера мы опубликовали первую половину беседы Данлопа с Дэниелом Фостером (Daniel Foster) из National Review Online, касающуюся подъема Владимира Путина, бывшего и будущего президента Российской Федерации. Во второй части Данлоп описывает тот фарс, в который превратятся предстоящие «выборы» в России, имперские амбиции Путина в советском стиле и раскрывает личность «российского Карла Роува».
ДЭНИЕЛ ФОСТЕР: Давайте поговорим о предстоящих выборах в России. В декабре там пройдут парламентские выборы, а марте следующего года — президентские. Мы можете вкратце рассказать о трех-четырех основных партиях, которые одержат на них победу?
ДЖОН ДАНЛОП: На сегодняшний день, очевидно, что 7-процентный порог смогут преодолеть четыре политические партии [необходимое условие для того, чтобы партия или фракция получила места в Думе], что является очень высоким порогом. Его намеренно ввели Путин и его команда, чтобы исключить из борьбы демократически ориентированные партии.
— Почему это так?
— Получить 7% голосов – весьма трудная задача. Таким образом, те четыре партии, которые, вероятно, смогут преодолеть этот порог – это, прежде всего, партия власти «Единая Россия», которая, скорее всего, получит примерно 55-65% на голосовании. Естественно, частично это будет зависеть от того, каким образом будет вестись подсчет голосов. Будет ли иметь место подтасовка? Манипуляции? Однако партия все равно получит половину всех голосов. Это кажется очевидным.
Далее есть коммунистическая партия, КПРФ, которая, по-видимому, получит от 15 до 17% голосов, что-то вроде этого. Коммунисты могли бы собрать большее число голосов, если бы выборы были свободными. Я считаю, что их программа находит отклик у большего числа людей, чем 15-17%, однако они показывали постоянные результаты на всех выборах, начиная с президентских выборов в 1991 году, и в результате они всегда имели значительную степень влияния. Во главу угла они ставят социальные вопросы, а также они опираются на чувство ностальгии по Советскому Союзу и Советской империи, когда они представляли собой мощное государство и так далее.
Есть еще две партии, которые, вероятно, наберут 7% голосов избирателей. Одна из них, Либерально-демократическая партия (ЛДПР) во главе с демагогом-полуфашистом Владимиром Жириновским – клоуном в своем роде, однако очень талантливым клоуном. Он стал заметной политической фигурой с начала 1990-х годов, и среди электората существует 10-12-процентный сегмент, который любит этого парня и всегда будет за него голосовать. Таким образом, данные опросов свидетельствуют о том, что он определенно войдет с состав Думы со своей партией. Она похожа на партию одного человека, поскольку остальные члены партийного списка мало кому известны.
И наконец, последняя группа, последняя партия, которая кажется вероятным претендентом на преодоление 7-процентного барьера – пока остаются сомнения в том, что они действительно это сделают, хотя недавние данные опросов показали, что они смогут – это партия «Справедливая Россия», возглавляемая Сергеем Мироновым, который до недавнего времени был спикером в Совете Федерации, неизбираемой верхней палате российского парламента. Он заметная политическая фигура. Кажется, что они могут набрать немного больше чем 7% голосов. В настоящее время и ЛДПР, и «Справедливая Россия» испорчены кукловодом – это не мой термин – российской политики, Владиславом Сурковым. Он поддержал эти партии с целью лишить Коммунистическую партию части ее голосов. Другими словами, обе эти партии апеллируют к тем же группам избирателей, чьи голоса может получить коммунистическая партия.
— Давайте подробнее поговорим о кукловоде Суркове, поскольку он довольно загадочная фигура. Кто он такой? Откуда он взялся? Какова его роль?
— Он занимает высокий пост при президентской администрации Медведева, и он является близким доверенным лицом Путина.
Еще по теме: Сурков: в тени власти
— Пост руководителя администрации?
— Не руководителя администрации, а первого заместителя руководителя президентской администрации. Однако он обладает значительно большими полномочиями, чем дает ему его должность.
— Вчера вы назвали его «российским Карлом Роувом».
— Да, тем не менее, он обладает большим влиянием, чем обладал Карл Роув при Буше, поскольку он управляет всем. Роув управлял политикой Республиканской партии, а этот человек руководил бы политикой республиканской, демократической и любой другой партии, которые там могли существовать. Он невероятно влиятелен и к тому очень умен. У него весьма интересное происхождение: его отец по национальности чеченец, и фамилия по отцу у него Дудаев – такая же, как у сепаратистского президента Чечни [Джохара Дудаева], убитого российским снарядом.
— Поэтому ему нужно было сменить фамилию?
— Фамилия его матери – Суркова, поэтому он просто взял фамилию матери, что вполне законно, поскольку его родители развелись, когда он был еще ребенком, и мать вместе с сыном уехали. Таким образом, его воспитывали как русского, а не как чеченца – хотя он не стесняется своего происхождения и несколько раз сам о нем говорил. В любом случае, Сурков стал помощником Александра Волошина, занимавшего при Ельцине пост руководителя администрации президента, а затем он стал первым заместителем руководителя администрации Путина.
Волошин ушел из администрации Путина после ареста и суда над [российским бизнесменом, диссидентом и политическим заключенным] Михаилом Ходорковским. Он высказал свой протест против этого дела. Волошин не был чрезвычайно совестливым человеком, однако считал этот процесс тактической ошибкой. И в игру вошел Сурков, придя ему на смену. Этот человек распоряжается в правительстве, по-видимому, только с одобрения Путина и, в меньшей степени, Медведева. Он постоянно передвигает фигуры на шахматной доске.
— Когда вы ранее говорили о Суркове, он показался мне скорее мелким прихлебателем «позолоченного века», чем членом Политбюро. Именно поэтому я хочу понять динамику. Возможно, вы расскажите об оружие, которое он держит у себя в арсенале. Как ему удается настолько эффективно работать, направляя внутреннюю политику страны?
— В некотором роде его можно сравнить с чиновником, занимавшим в советские времена второй по значимости пост – секретаря партии по идеологическим вопросам, который обладал очень серьезной властью. Сурков никоим образом не является коммунистом. В действительности, он в некотором роде западник. Он очень современен, поэтому, в некотором смысле, он напоминает Карла Роува: всегда следит за результатами опросов и использует в своих целях СМИ. Однако в России российское телевидение используют в качестве инструмента управления, потому что власть контролирует его. Людям показывают то, что они хотят увидеть, как свидетельствуют результаты опросов. Людьми манипулируют, но им также дают то, что, как людям кажется, им необходимо. Таким образом, это очень умная политика.
Еще по теме: Сурков: тайный правитель Кремля
— Какова роль Суркова в выборах?
— Он очень жестко и твердо настроен против того, чтобы в избирательные списки попали кандидаты, не одобренные режимом. Возьмем, к примеру, группу «Парнас», во главе которой стоит весьма значительное, в прошлом высокопоставленное официальное лицо в России – Сурков не позволил им зарегистрироваться. Технически решение об этом было принято Министерством юстиций, потом получило подтверждение в суде, тем не менее, все понимают, что руководил всем Сурков.
— Он подкупает людей? Оказывает давление? Пугает расправой?
— Я уверен, что он подкупает людей, но это делается за кулисами, поэтому нам вряд ли удастся это документально подтвердить. Он также использует прокремлевские молодежные группы, чтобы досаждать оппонентам. Существует молодежная организация под названием «Наши», которую поддерживает Кремль в их попытках запугать «фашистов», тоже оказавшихся врагами режима. Другой пример: неугодный режиму оппозиционный лидер недавно должен был выступить с речью в городе на юге России, когда в помещении погас свет, появился спецназ и разогнал собрание. Вот так они действуют. Они оказывают давление на тех, кого считают серьезными или даже опасными противниками.
— Чего нам стоит ожидать от выборов? Неужели их результаты уже предрешены?
— Что касается выборов, все идет к тому, что, если не брать в расчет непредвиденные обстоятельства, «Единая Россия» получит 60-65% голосов, КПРФ получит свои 17%, ЛДПР – 12%, «Справедливая Россия» — 7%.
— Насколько в действительности важен состав Думы?
— В некотором смысле он имеет значение, поскольку он определяет, сможет ли лидер страны провести любой свой законопроект через Думу и будет ли он иметь с этим проблемы. Таким образов, состав имеет значение. Это своего рода механизм, однако, отдельные депутаты не играют никакой роли. По большей части они весьма коррумпированы, и никто не воспринимает их всерьез. Таким образом, состав имеет значение скорее лишь в политическом и психологическом смысле.
— Мы можем в общих словах поговорить о месте денег в российской системе? Какое место занимают в ней так называемые олигархи?
— Существуют разные олигархи. Некоторые из них невероятно преданны режиму и сделают все, чего потребует Путин. Другие предпринимали попытки приобрести более независимое положение. В недавнем времени олигарх Михаил Прохоров, третий в списке самых богатых людей России, был выбран Сурковым в качестве главы либеральной политической партии, и в начале казалось, что партия сможет преодолеть 7-процентный порог на голосовании. И таким образом, она сможет привлечь предпринимателей, людей, поддерживающих развитие экономики по западному пути, и так далее. Кроме того, партия была призвана улучшить образ России в глазах Запада. Однако она распалась, поскольку Прохорову захотелось самому управлять своей партией. [Смеется] Он хотел руководить, по крайне мере, в разумных пределах, составлением партийных списков, а Сурков ответил ему: «Нет. Этим буду заниматься я», произошло столкновение интересов, и Прохоров потерпел в нем абсолютное поражение. В действительности, его выгнали из его собственной партии. Такова судьба третьего в списке самых богатых людей России и, по данным Forbes, 39 в списке самых богатых людей мира – он потерпел абсолютное поражение.
Другой пример: Михаил Горбачев, бывший советский глава, лауреат Нобелевской премии. Захотел несколько лет назад помочь в организации социал-демократической партии, поскольку сейчас он считает себя социал-демократом. Некоторое время он вынашивал свои планы, однако Сурков в разговоре с ним сказал: «Нет, Вы не можете этого сделать». Он сообщил Горбачеву, что тот не может этого сделать! Представьте себе, насколько сильно Горбачев разозлился. Он был вне себя от гнева, однако что тут поделаешь? Теперь Сурков обладает гораздо большим влиянием в России, чем Горбачев, которого считают в некотором роде неудачником. Таким образом, все это — примеры невероятной власти этого человека.
— Если без подтасовок, вброса бюллетеней и других форм манипуляции, таких как контроль государственного телевидения, сможет ли Путин получить на выборах большинство голосов?
-Да, но я думаю, что такой вопрос не вполне корректен. Я считаю, что если бы, например, «Парнас» получил доступ к государственному телевидению и если бы они смогли зарегистрироваться, все было бы иначе. Или если бы имели место политические дебаты – в преддверии президентских выборов никогда не бывает дебатов. Даже когда Путин исполнял обязанности президента с января по март 2000 года, он отказался выступить на дебатах со своим оппонентом. Он заявил: «Я слишком занят». Однако да, Путин популярен. Это неоспоримый факт.
Еще по теме: Манипуляции, нарушения закона и сомнительные условия
— Чего могут ожидать США от второго раунда путинского правления? В частности, представляет ли собой путинская Россия экспансионистскую державу? Намерен ли он добиваться большего влияния в делах Европы?
— Я полагаю, в этом его цель. Он хочет, чтобы так случилось, однако он – я бы не сказал, что он осторожен – он не опрометчив. Он вряд ли пойдет на какой-либо шаг, который может вызвать скандал. Я думаю, что одной из целей двух следующих президентских сроков, которые продлятся с 2012 по 2024 годы, он видит восстановление советского пространства настолько, насколько это будет возможно. Находящиеся под руководством различных систем некоторые бывшие советские республики будут полностью введены в состав России. Другие будут финляндизированы, позволю себе использовать этот термин, и Путин недавно уже создал Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией. Таким образом, я полагаю, он продолжит неуклонно двигаться в этом направлении.
Дэниел Фостер — редактор новостей в National Review Online
(«National Review«, США)
23/11/2011